Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Урок 7. Развитие гипнотического голоса

Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Очень важный аспект в общении с людьми – наш голос. Часто мы не отдаем себе отчет в том, как мы говорим. А зря, очень зря. Голос – это очень серьезный инструмент, который может значительно увеличить силу вашего гипнотического влияния.

Человеческая речь, с ее разнообразием интонаций и модуляций, несет огромное количество информации. Звучание голоса раскрывает, дополняет смысл произнесенных слов, а бывает, что и меняет этот смысл на противоположный.

Вы сами прекрасно знаете: можно сказать «люблю» так, что человеку станет ясно – вы его ненавидите. Подобных примеров великое множество.

И если ваш голос не будет звучать убедительно, то, какие бы верные слова вы ни нашли, как бы красиво не излагали, вас не станут слушать.

Работа над голосом – важнейшая составляющая нашего практикума. Особенно это важно для тех, кого природа не одарила глубоким и красивым тембром. Упражнения этого урока направлены на развитие ого аппарата, правильную технику дыхания и развитие интонационного разнообразия.

Постановкой гипнотического голоса занимаются путем специальных тренировок. Например, вы можете посетить курсы сценической речи, которые есть практически в каждом городе (я именно так и сделал в свое время, о чем нисколько не жалею).

Но при желании развить голос можно и в домашних условиях. Ниже я напишу несколько базовых приемов, используя которые можно значительно улучшить навыки взаимопонимания с окружающими людьми.

Говорите медленно

Одна из наиболее важных характеристик голоса – его скорость. Здесь за скоростью гнаться не стоит, так как ваша задача состоит в том, чтобы вас поняли. Для этого, за исключением отдельных гипнотических стратегий (перегрузка и др.

) стоит говорить медленно. С паузами. Если вы с трудом понимаете, что это значит – посмотрите первую часть «Крестного Отца». Герой Брандо говорит именно так, как это нужно делать.

В качестве тренировки – перед ответом на вопрос мысленно сосчитайте до трех. 

Говорите из солнечного сплетения

Чтобы ваше гипнотическое влияние было максимальным, вам необходимо научиться говорить с использованием грудного резонатора, из солнечного сплетения.

У каждого человека имеется три ых резонатора (это то, что помогает воздуху звучать) – грудная клетка, горло и череп. Как правило, мы говорим, используя лишь горловой резонатор (говорим горлом). Это абсолютно нормально. Если же мы научимся говорить «грудным» голосом, то изменения, которые произойдут с реакцией окружающих, могут сильно потрясти.

Самой сложной задачей является научиться говорить из грудного резонатора постоянно, а не когда вы об этом вспомнили. Наше тело любит возвращаться в привычное русло, если не тренировать постоянно новые навыки. Поэтому, чтобы развить в себе новый навык, вам придется полчаса в день говорить самому с собой, при этом записывайте разговор, и слушайте записи для коррекции.

Как правило, достаточно бывает пары недель тренировок.

Теперь приведем непосредственные упражнения, направленные на постановку голоса в домашних условиях.

Основное упражнение. Комплексная постановка голоса

Его цель состоит в постановке именно такого голоса, который вас устраивает больше всего. Часто мы говорим именно так и таким образом только потому, что не умеем говорить иначе. Эта простая техника вас научит делать со своим голосом поистине волшебные вещи. Упражнение желательно делать с магнитофоном. Итак, структура по пунктам.

1. Для начала вам потребуется фраза для экспериментов, которую вы будете произносить много раз подряд. Эта фраза должна быть не слишком короткой, но и не слишком длинной, около 4 – 6 слов будет в самый раз. Например: «Главное в нашем партнерстве – это взаимное доверие». Желательно определить, где и кому вы будете эту фразу говорить.

2. Несколько раз произнесите фразу как есть, с включенным магнитофоном.

3. Далее, вы произносите эту фразу максимально тихим (но не шепотом) и максимально громким (но не криком) голосом. После этого начинается самое важное. Вы должны расслабиться и дать своему организму выбрать наиболее комфортный уровень громкости. И это еще не все. Таким же образом, поиграйте со следующими параметрами голоса:

– скорость;

– слитность и раздельность отдельных слов;

– тембр;

– паузы между словами;

– четкость (внятное произношение каждого слова);

– резонаторы (грудной, горловой, черепной).

4. Теперь ваша задача становится совсем простой – вам нужно объединить все эти параметры. Произнесите выбранную фразу, объединяя сразу все эти параметры, давая своему голосу свободно меняться. Если вас не устраивает звучание, поиграйте с теми параметрами, которые вам кажутся недостаточно разработанными.

Работа над произношением

«Открыть звук»

Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вдохните носом активно, быстро и глубоко. Положение гортани должно быть таким же, как при зевании. Выдыхайте через нос, рот закрыт.

С выдохом тяните звук «М» как в предыдущем упражнении. Тянуть его нужно достаточно долго. При этом следите, чтобы живот не уходил внутрь, диафрагма остается натянутой до окончания выдоха.

Точно так же повторяйте с закрытым ртом звуки «Н», «В», «3».

После того как потянете все эти звуки (по 1–2 минуты на каждый звук), проделайте то же самое упражнение, только в конце выдоха резко откройте рот.

Затем возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук.

Как в предыдущем упражнении, потяните звук «ММММ», только закончите его гласной: «ММММА». Сразу же сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко. То же самое повторите с остальными звуками: «ННННА», «ЗЗЗЗА», «ВВВВА».

Усложните упражнение: попробуйте произнести звуки по слогам: «МА МА МА МА», «НА НА НА НА», «ЗА ЗА ЗА ЗА», «ВА ВА ВА ВА».

«Отработка гласных звуков»

Гласные звуки отвечают за певучесть, мелодичность голоса. Хорошо развитые, открытые гласные разнообразят интонацию, позволяют «играть» голосом, делают его выразительным.

Комплекс следующих упражнений поможет вашему голосу стать подвижным и интонационно богатым. Выполнять их нужно по очереди, одно за другим.

«Потянуть звук «А»»  

Исходное положение – стоя. Спина прямая, взгляд перед собой. Возьмите активное, глубокое дыхание носом. Потяните звук «ааааа». Почувствуйте объем, который он дает.

Сбросьте дыхание и снова вдохните. Опять потяните звук «аааа», только на этот раз вращайте головой – сначала медленно, затем быстрее. Почувствуйте, как изменяется звучание голоса при вращении головой.

««А» с приседанием»  

Исходное положение прежнее. Возьмите дыхание и потяните звук «ааааа».

Быстро приседайте и вставайте (позвоночник идеально прямой). Как звучит эта гласная внизу, и как – наверху?

Вариант упражнения: приседайте медленно, а когда будете вставать – резко подскакивайте, буквально выстреливайте вверх, как выстреливает пробка из бутылки шампанского. Повторите упражнение несколько раз, запомните свои ые ощущения.

«Гимнастика для гласных»  

Исходное положение – стоя. Позвоночник прямой. Вытяните руки перед собой и наклонитесь вперед. Коснитесь руками пола и обопритесь на них. Центр тяжести тела перенесите ближе к рукам. Возможно, вам придется встать на цыпочки. Голова свободно свисает вниз. Возьмите дыхание и потяните звуки:

ИИ АА ИИ АА ИИ АА

ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ

Запомните ые ощущения.

«Гласные с запрокидыванием»  

Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани – «на зевке». Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Медленно поднимайте голову, переводя «АААА» в «ИИИИ» и обратно.

У вас должно получиться: АААА ИИИИИ ААААА ИИИИИ ААААА ИИИИИ. Звучание должно прекратиться, когда вы коснетесь подбородком груди, так что рассчитайте дыхание так, чтобы его хватило на все упражнение.

Снова возьмите дыхание и, поднимая голову и переводя ее назад, тяните звуки, только на этот раз начинайте с «ИИИИ».

«Эффект эха»

Исходное положение стоя. Позвоночник прямой, гортань свободная, положение «на зевке». Возьмите глубокое, активное дыхание носом и крикните «Эй» сначала громко, затем тише, тише, и, наконец, совсем тихо. Сымитируйте эффект эха. То же самое повторите на звуках «Ой», «Ай», «Уй», «Ый».

«Отработка согласных»

Согласные звуки – словообразующие. От четкого произношения согласных зависит дикция. Комплекс упражнений на отработку согласных звуков поможет вам улучшить дикцию, сделает вашу речь более разборчивой.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: ТЛЗ, ДЖР, ВРЖ, МКРТЧ, КПТ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, КЖДА, ККЖДЭ, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО.

2. Возьмите активное, глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произнесите:

БУП БОП БАП БЭП БИП БЫП

ПТКУ ПТКО ПТКА ПТКЭ ПТКЫ ПТКИ

ВЖА ВЖО ВЖУ ВЖЭ ВЖИ

РЖА РЖО РЖУ РЖЭ РЖИ

МНУ МНО МНА МНЭ МНИ МНЫ

МГУ МГО МГА МГЭ МГИ МГЫ

ШРУ ШРО ШРА ШРЭ ШРИ ШРЫ

ЩУКЛ ЩОКЛ ЩАКЛ ЩЕКЛ ЩИКЛ

ФРУ ФРО ФРА ФРЭ ФРИ ФРЫ

РЦУ РЦО РЦА РЦЭ РЦЫ

СУШ СОШ САШ СЭШ СЫШ СИШ

БРУ БРО БРА БРЭ БРЫ БРИ

БАМ БУМ– БЕМ БЫМ БЭМ БИМ

БУН БОН БАН БЭН БИН БЫН

Развитие грудного резонатора

Убедительность речи во многом зависит от того, насколько приятно звучит ваш голос. Эта «приятность» напрямую связана с тембром голоса. Свой тембр каждому человеку дается от природы, но его звучание можно и нужно улучшить. Все дело в том, как работают ваши ые резонаторы.

Самый важный резонатор – грудной. Если вам кажется, что ваш голос слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в голосообразовании не задействован.

Грудной резонатор – это самая большая резонаторная полость во всем ом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость.

Следующие несколько упражнений помогут вам открыть грудной звук, развить грудной резонатор.

«Почувствовать грудной резонатор»

Запрокиньте голову назад, откройте рот. Обе руки положите на грудь. Возьмите глубокое дыхание и как можно ниже произнесите «ХАААААА». Начинать лучше со среднего регистра, затем постепенно опуститься так низко, как это возможно.

Легонько постучите по груди, чтобы звук стал вибрирующим. Повторяйте так до тех пор, пока не запомните это ощущение грудной вибрации. Немного передохните, затем начните упражнение снова, но на этот раз попытайтесь добиться вибрирующего звука без стучания по груди, просто основываясь на воспоминании о звуке. Это упражнение очень хорошо развивает грудной резонатор.

«Мычание»

Это упражнение очень удобно тем, что его можно делать, занимаясь другими вещами. Читаете ли вы, идете ли умываться, готовите еду – ничто не помешает вам немного «помычать». Благодаря этому упражнению укрепляются ые связки, начинают работать резонаторы (которые отвечают за тембр) и развивается правильное дыхание.

Сделайте такой вдох, словно вы собираетесь зевнуть. Закройте рот и начинайте выпускать воздух со звуком «мммм…». Звук должен резонировать в груди и во лбу (чтобы проверить, резонирует ли звук, прикоснитесь к груди или ко лбу – чувствуете вибрацию?). Если звук идет правильно, то он будет слегка щекотать ваши губы.

Не стоит мычать слишком громко. Звук должен быть средним, ближе к тихому.

Когда заработают все резонаторы, меняйте звуки. Произносите «ННННН», «33333», «ВВВВВВ».

В завершение этого урока я приведу три приема организации трансовой речи, которые позволят вам привлечь внимание группы людей к своему выступлению и удерживать его как угодно долго.

Волнообразная громкость речи

Этим приемом часто пользуются ораторы и хорошие преподаватели, чтобы привлечь внимание шумной аудитории, создать внимательное и тихое слушание. А прием прост до безобразия.

Представьте себе некую волну – и говорите так же, постепенно повышая и понижая громкость голоса. Причем повышать и понижать можно как по предложениям, так и по слогам. То есть один слог в слове тихо, второй громче. Или одно слово громче (тише) другого.

При достаточно хорошей практике, этим приемом вы сможете держать внимание на себе достаточно долгое время.

Трансовая пирамида

Суть состоит в том, что текст, который вы произносите, режется на куски по 7, 5, 4, 3, 2, 1 слову и потом начинается снова. Под «режется» понимается пауза между отрывками. То есть вы произносите первые 7 слов, делаете паузу, 5 слов, пауза, и так далее. Такое построение речи, как ниже

Первый отрывок около пяти или семи слов

Второй около четырех слов

Третий три слова

Второй два

Одно

И дальше все начинается снова, по семь

Привлекает к вам большое внимание и способствует внимательному восприятию вашего голоса.

Речевая аритмичность

Мерзкий прием, который предполагает отсутствие ритма. Вы говорите фрагментами разной длины и вставляете в речь разной продолжительности паузы (помните, как говорил в своих выступлениях поздний Ельцин?). Все, человек вас слушает, пытаясь уловить ритм. Что нам и нужно.

Запомните. Наш голос – очень серьезный инструмент воздействия на окружающих, критически важный в реализации техник скрытого гипноза. Именно развитие голоса будет являться одним из тех факторов, которые сделают вашу речь запоминающейся и убедительной, обеспечат вам гипнотическое влияние на собеседников.

P.S. Если вы хотите сделать свой голос более сильным, объемным и резонирующим, чтобы люди на подсознательном уровне чувствовали в вас лидера, я предлагаю вам пройти онлайн обучение под руководством настоящего мастера. Записаться на консультацию можно здесь.

До встречи в следующем уроке!

Получить продвинутый курс скрытого гипнозаПройти обучение под руководством наставника

64666

Источник: https://avernus.ru/lessons/urok-7-razvitie-gipnoticheskogo-golosa

Как с помощью интонации влиять на людей

Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак.

Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение.

Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий.

Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение.

Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова.

Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили.

Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн.

Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной.

Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи.

Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность.

Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются.

Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/chto-takoe-intonaciya.html

Интонация голоса и другие его характеристики в различных ситуациях

Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Общение между людьми возникло на заре человечества, гораздо раньше любого из существующих языков. Удивительное дело — слов ещё люди не придумали, а уже передавали друг другу информацию.

Понятно, что это были просто различные звуки, и вероятнее всего, довольно продолжительное время их было в обиходе не так уж много. Итак, представьте себе, что вам нужно рассказать ребёнку, что для него представляет опасность.

Какие средства для своего рассказа вы будете использовать? Полагаю, что первыми в списке стали интонация голоса и его громкость, так?

Возможно, что вспомнили, как при опасности ускоряются звуковые сигналы животных, значит можем включить в этот список и темп повествования, то есть средства, которые составляют паралингвистическую часть нашей речи.

Помимо этого, вы наверняка решили подключить невербальную (не ую) составляющую, то есть взгляд, мимику, жесты, движения тела.

Таким образом, ваше повествование стало больше похожим на танец или актёрскую игру «Показуха», не так ли?

Кстати, примерно так и общаются дети второго года жизни, когда у них в запасе уже много разнообразных звуков и слогов, но мало слов. Это наглядный пример того, что отнюдь не лингвистика (содержание, смысл) в нашем общении играют главную роль. 85% информации о людях наше подсознание считывает именно с невербальных проявлений. Возможно, что вы уже где-то читали или слышали про это?

Частые заблуждения, мешающие пониманию

Люди зачастую заблуждаются: что важнее в общении слова или характеристики голоса. Для многих это кажется очевидным, и при этом ошибочным…. Вот недавний реальный пример переписки с одной агрессивной случайной подписчицей. Привожу без изменений наиболее лояльную часть текста:

«Что важнее слова или голос? Ответьте  себе на возникающий вопрос: в беседе кого с кем? Или выступлении кого?  Открою вам секрет, причем бесплатно, если это беседа любящих людей, то звучание голоса  любимого — это музыка эльфов, а если это приговор, зачитываемый судьей, то  ничего  важнее смысла слов для вас не будет. »

По мнению известного драматурга Б. Шоу интонация речи человека столь бесконечно разнообразна, что существует 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет», но только один способ это написать. Хотелось бы привести пример, когда одну и туже фразу можно сказать совершенно различным образом.

Предлагаю вам посмотреть видео, где исполняется песня на стихи И. Уткина  «Типичная история» (вокалистка Ольга Арефьева). Вы легко услышите насколько по-разному звучат фразы-рефрены: «Ты плохая, ты плохой» и «как я рада, как я рад».

Несмотря на позитивный текст самой фразы «как я рад», в игру вступает  подтекст, эмоциональное наполнение, интонация голоса. Когда фраза звучит первый раз в начале — это отнюдь не «музыка эльфов», зато в финале текст и подтекст совпадают.

Перейдём от выразительного исполнения к ситуациям более жизненным. Согласитесь, часто во время телефонных разговоров люди не передают интонацию, и слушателю непонятно отношение рассказчика к событию.

В таких случаях приходится спрашивать о том, что собственно чувствует звонящий абонент, его мнение.

К примеру, кто-то рассказывает вам, что посмотрел новый фильм, вы узнаете какой актёр в главной роли, что много компьютерной анимации и даже краткое содержание, но так и не понимаете понравился ему фильм или нет, и стоит ли вам его смотреть, а для вас-то именно это очень важно.

Почему порой тяжело общаться через сообщения в социальных сетях, и особенно письма? Потому что, если не использовать смайлики, (а для деловой переписки смайлики неуместны), то очень часто непонятно ваш партнер по переписке искренне радуется или пишет с издёвкой, то ли он спрашивает, то ли он чем-то недоволен. Ведь мы видим только текст, а в общении чаще важен подтекст, который можно вложить самый разнообразный, если вы хорошо владеете интонациями.

Какие выразительные средства помогают вложить чувства и отношение в слова?

Мелодика вашей речи выразительна, когда используются:

  • Повышение и понижение интонации. Для повествовательной фразы характерно понижение интонации голоса, а для вопросительной — повышение. Для слов перечисления, разделённых запятыми, интонацию обычно повышают в конце каждого слова, причем в каждом следующем слове звучание голоса выше (как ступени). Когда на письме используется троеточие, то интонацию не понижают, а как бы «подвешивают»  — это подчеркивает неразрешенность ситуации.
  • Изменение темпа речи — очень важно вашу речь то ускорять, то замедлять, в зависимости от того, что вы хотите выделить.
  • Акценты на главном слове или словосочетании.
  • Паузы. Как правило в тексте, который  нужно произнести, есть необходимость использовать паузы различной длительности. Небольшая пауза в конце предложения, двойная пауза в том месте, где окончена мысль,  на письме — это финал абзаца.
  • Разнообразный тон голоса.

Вот упражнение, которое я предлагаю для развития интонаций голоса и перемещения акцентов. Текст прост:

Мимозы Мила маме купила.

      • Мимозы (а не другие цветы) Мила маме купила?
      • Мимозы Мила (а не другие дети) маме купила?
      • Мимозы Мила маме (а не кому-то другому) купила?
      • Мимозы Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Задание заключается в том, чтобы по очереди переносить логическое ударение с одного слова на другое сначала в повествовательном предложении, а потом в вопросительном. Если у вас это не сразу получилось сделать — попрактикуйтесь 3-5 дней и запишите выполнение задания на диктофон для того, чтобы послушать со стороны. Зачастую мы не слышим своих ошибок в то время, когда говорим.

Источник: https://ontrening.ru/blog/rhetoric/intonacija-golosa-i-drugie-harakteristiki/

13 простых упражнений для развития голоса

Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи.

Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком.

Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить ые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Источник: https://Lifehacker.ru/krasivyj-golos/

О чем говорит интонация голоса?

Развитие голоса: Голосовой инструментарий. Какой бывает интонация в русском языке

Ok

Вы, наверняка, замечали, что, когда мы говорим пусть даже неприятные вещи, но в мягкой форме, это не вызывает у собеседника претензий. И напротив, сообщая какие-то хорошие новости грубо, можем услышать в свой адрес массу неприятных слов. Все потому, что собеседник подозревает нас в неискренности, а это всегда вызывает негатив.

По факту, что мы говорим гораздо меньше по значимости по сравнению с тем, как мы это делаем. Наша интонация и звуки голоса играют подчас главенствующую роль – в телефонных разговорах, когда собеседника мы не видим, этому отдается практически все наше внимание.

Так какая же интонация голоса будет приятна вашим собеседникам?

Интонация голоса: что хорошо, а что плохо

Начнем с того, что клиентам не нравится: монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп, слишком высокие ноты в голосе, неразборчивость слов, общая невнятность речи. Клиентам нравится: оживленный голос, размеренная интонация, слова четкие и произносимые энергично.

Интонация голоса – самое главное, на что следует обратить внимание. Если общаться с клиентами безэмоционально и ровно – это быстро надоедает. Не стоит думать, что понимаемое под этим «спокойствие» позволит добиться поставленной цели. С роботом разговаривать не хочет никто.

Изъяны слышны

Как бы не хотелось сбить с толку клиента, обмануть по телефону, выдав желаемое настроение или воображаемую активную позицию за действительную, таким образом вы вряд ли сможете вызвать у него доверительное расположение. Люди все слышат, и, если даже не актуализируют этого, интуитивно ощущают подвох.

Итак, что может выдать интонация голоса оператора:

– что вы расслабились, откинувшись на спинку стула: ваш голос кажется незаинтересованным и полным безразличия благодаря тому, что угол диафрагмы изменился, за счет чего изменился и тембр голоса;

– усталость и излишнее напряжение;

– чрезмерную самоуверенность, которая мешает приятной беседе.

Важно помнить, что после приятной беседы ощущается хорошее настроение и общий позитив, чего нет после неправильно простроенной телефонной коммуникации.

И здесь перекладывать ответственность на плечи собеседника не стоит – то, как прошла беседа зависит от оператора – его голоса, навыков, сценария и так далее.

Исключение могут составить только конфликтные клиенты, которые находятся под влиянием своих негативных эмоций.

Если приятная, нужная для работы, интонация голоса не отработана – не беда. В интернете существует масса полезного обучающего материала, который вы с легкостью можете использовать для повышения своей квалификации.

Результаты должны быть заметны уже через короткий промежуток времени. Если же вам понадобится гораздо больше времени, чем вы рассчитывали – делайте разминку для голоса каждое утро, перед началом рабочего дня.

Это даст вам возможность отрепетировать звучание, отрегулировав интонацию так, как вам нужно.

Интонация для информационного звонка

От правильно подобранной интонации голоса зависит большая доля успеха. Например, для информационного звонка нужно говорить четко, с оптимальной скоростью до 200 слов в минуту. Это можно отрепетировать самостоятельно, после чего приступить к обзвону.

Ударения расставьте на ключевые слова – продукте, преимуществах, выгодах. Интонацию стоит менять при перечислениях, чтобы человек по ту сторону телефонной линии не отвлекся в это время на свои мысли – можно говорить на более высоких нотах.

Суть звонка можно изложить еще раз в конце, но уже на более низких тональностях.

Интонация для активных продаж

Для того, чтобы расположить человека к покупке, стоит максимально под него подстроиться голосом – интонацией, темпом речи, громкостью.

Помимо этого, реагируйте на изменение эмоционального состояния вашего собеседника – подстройтесь под его тембр так, чтобы ощущение было гармоничным.

При этом ни в коем случае не отвечайте на эмоции злости и агрессии тем же, напротив – в такие моменты говорите мягко. Если ваш собеседник с вами соглашается – говорите тише, медленнее и понизьте тембр для логичного завершения беседы.

Важное правило, которому учат во многих современных колл-центрах – не следует подчеркивать интонацией продающие существительные, а также глаголы. Ваша речь не должна быть напористой. Интонация голоса должна выражать ваше спокойствие и уверенность, а также передавать улыбку на вашем лице. Ведь даже если собеседника мы не видим, его настроение в разговоре всегда ощущается.

Не забывайте о тренировке дикции

Если сравнить речь людей, работа которых не связана с постоянным общением и официальным изложением, с голосом радиоведущего, можно очень сильно удивиться.

Как мы произносим согласные, шипящие или букву «г»… Все ли мы делаем правильно? Если с детства и во взрослом возрасте вы этим не занимались – вероятность невелика. Такой навык требует определенной подготовки, разминки лица, чтения скороговорок и так далее.

Всему этому нужно учиться, а главное – постоянно за этим следить. Пока навык не закрепится, дикция еще не будет сформирована. В этом случае поговорка «Терпенье и труд все перетрут» – очень актуальна.

Иногда, работа со своими речевыми навыками, интонацией голоса и дикцией требует не меньших усилий, чем нужно для создания «кубиков» в области пресса, которые, как известно, достижимы только благодаря усердным тренировкам.

Ok

Источник: https://creativecallproject.ru/o-chem-govorit-intonatsiya-golosa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.