Последовательность прохождения звука через орган слуха. Сибирский государственный университет

Слух

Последовательность прохождения звука через орган слуха. Сибирский государственный университет

Для нашей ориентации в окружающем мире слух играет такую же роль, как и зрение. Ухо позволяет нам общаться друг с другом при помощи звуков оно имеет специальную чувствительность к звуковым частотам речи.

С помощью уха человек улавливает различные звуковые колебания воздуха. Вибрации, которые идут от предмета (источник звука), передаются через воздух играющий роль передатчика звука, улавливаются ухом. Человеческое ухо воспринимает колебания воздуха с частотой от 16 до 20 000 Гц.

Вибрации с большей частотой относятся к ультразвуковым, но человеческое ухо их не воспринимает. Способность различать высокие тона с возрастом уменьшается. Способность улавливать звук двумя ушами даёт возможность определять, где он находится.

В ухе колебания воздуха преобразуются в электрические импульсы, которые воспринимаются мозгом как звук.

В ухе расположен и орган восприятия движения и положения тела в пространстве — вестибулярный аппарат. Вестибулярная система играет большую роль в пространственной ориентации человека, анализирует и передаёт информацию об ускорениях и замедлениях прямолинейного и вращательного движения, а также при изменении положения головы в пространстве.

Строение уха

Исходя из внешнего строения ухо делится на три части. Первые две части уха, наружное (внешнее) и среднее, проводят звук. Третья часть — внутреннее ухо — содержит слуховые клетки, механизмы для восприятия всех трёх особенностей звука: высоты, силы и тембра.

Наружное ухо — выступающая часть наружного уха называется ушной раковиной, её основу составляет полужёсткая опорная ткань — хрящ. Передняя поверхность ушной раковины имеет сложное строение и непостоянную форму.

Она состоит из хряща и фиброзной ткани, за исключением нижней части — дольки (ушной мочки) образованной жировой клетчаткой.

В основании ушной раковины имеется передняя, верхняя и задняя ушные мышцы, движения которой ограничены.

Кроме акустической (звукоулавливающей) функции, ушная раковина выполняет защитную роль, предохраняя слуховой проход в барабанную перепонку от вредного воздействия окружающей среды (попадания воды, пыли, сильных воздушных потоков). Как форма, так и величина ушных раковин индивидуальны.

Длина ушной раковины у мужчин 50–82 мм и ширина 32–52 мм, у женщин размеры несколько меньше. На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать её для получения биологически важной информации о состоянии любого органа.

Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их в наружное слуховое отверстие.

Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний воздуха от ушной раковины к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход имеет длину от 2 до 5 см. его наружная треть образована хрящевой тканью, а внутренние 2/3 — костной.

Наружный слуховой проход дугообразно изогнут в верхнее-заднем направлении, и легко выпрямляется при оттягивании ушной раковины вверх и назад.

В коже слухового прохода находятся особые железы, выделяющие секрет желтоватого цвета (ушная сера), функция которой: защита кожи от бактериальной инфекции и инородных частиц (попадание насекомых).

Наружный слуховой проход отделяется от среднего уха барабанной перепонкой, всегда втянутой внутрь. Это тонкая соединительно-тканная пластинка, покрытая снаружи многослойным эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой. Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от барабанной полости (среднего уха).

Среднее ухо, или барабанная полость, представляет собой небольшую заполненную воздухом камеру, которая расположена в пирамиде височной кости и отделена от наружного слухового прохода барабанной перепонкой. Эта полость имеет костные и перепончатую (барабанная перепонка) стенки.

Барабанная перепонка — это малоподвижная мембрана толщиной 0,1 мкм, сплетённая из волокон, которые идут в различных направлениях и неравномерно натянуты в разных участках.

Благодаря такому строению барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, что приводило бы к усилению звуковых сигналов, совпадающих с частотой собственных колебаний.

Она начинает колебаться при действии звуковых колебаний, проходящих через наружный слуховой проход. Через отверстие на задней стенке барабанная перепонка сообщается с сосцевидной пещерой.

Отверстие слуховой (евстахиевой) трубы расположено в передней стенке барабанной полости и ведёт в носовую часть глотки. Благодаря этому атмосферный воздух может попадать в барабанную полость. В норме отверстие евстахиевой трубы закрыто.

Оно открывается во время глотательных движений или зевания, способствуя выравниванию давления воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха и наружного слухового отверстия, тем самым она предохраняется от разрывов, приводящих к нарушению слуха.

В барабанной полости лежат слуховые косточки. Они имеют очень маленькие размеры и соединяются в цепочку, которая простирается от барабанной перепонки до внутренней стенки барабанной полости.

Самая наружная косточка — молоточек — своей рукояткой соединена с барабанной перепонкой. Головка молоточка соединяется с наковальней, которая подвижно сочленяется с головкой стремени.

Слуховые косточки получили такие названия из-за своей формы. Косточки покрыты слизистой оболочкой. Две мышцы регулируют движение косточек. Соединение косточек такое, что способствует усилению давления звуковых волн на мембрану овального окна в 22 раза, что даёт слабым звуковым волнам приводить в движение жидкость в улитке.

Внутреннее ухо заключено в височной кости и представляет собой систему полостей и каналов, расположенных в костном веществе каменистой части височной кости.

В совокупности они формируют костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Костный лабиринт представляет собой костные полости различной формы и состоит из преддверия, трёх полукружных каналов и улитки.

Перепончатый лабиринт состоит из сложной системы тончайших перепончатых образований, находящихся в костном лабиринте.

Все полости внутреннего уха заполнены жидкостью. Внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа, а жидкость, омывающая перепончатый лабиринт снаружи — перелимфа и по составу схожа со спинно-мозговой жидкостью. Эндолимфа отличается от перелимфы (в ней больше ионов калия и меньше ионов натрия) — несёт положительный заряд по отношению к перелимфе.

Предверие — центральная часть костного лабиринта, которая сообщается со всеми его частями. Сзади от преддверия расположены три костных полукружных канала: верхний, задний и латеральный. Латеральный полукружный канал лежит горизонтально, два других — под прямым углом к нему.

Каждый канал имеет расширенную часть — ампулу. Внутри его содержится перепончатая ампула, заполненная эндолимфой. При движении эндолимфы во время изменения положения головы в пространстве раздражаются нервные окончания. По волокнам нерва возбуждение передаётся в головной мозг.

Улитка представляет собой спиральную трубку, образующую два с половиной оборота вокруг конусовидного костного стержня. Она является центральной частью органа слуха.

Внутри костного канала улитки располагается перепончатый лабиринт, или улитковый проток, к которому подходят окончания улитковой части восьмого черепного нерва Колебания перилимфы передаются эндолимфе улиткового протока и активизирует нервные окончания слуховой части восьмого черепного нерва.

Преддверно-улитковый нерв состоит из двух частей. Преддверная часть проводит нервные импульсы от преддверия и полукружных каналов к вестибулярным ядрам моста и продолговатого мозга и далее — к мозжечку.

Улитковая часть передаёт информацию по волокнам, следующим от спирального (кортиева) органа к слуховым ядрам ствола и далее — через ряд переключений в подкорковых центрах — к коре верхнего отдела височной доли полушария большого мозга.

Механизм восприятия звуковых колебаний

Звуки возникают благодаря колебаниям воздуха и усиливаются в ушной раковиной. Затем звуковая волна проводится по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, вызывая её колебания. Вибрация барабанной перепонки передаётся на цепь слуховых косточек: молоточек, наковальню и стремя.

Основание стремени при помощи эластичной связки фиксировано к окну преддверия, благодаря чему колебания передаются на перилимфу. В свою очередь, через перепончатую стенку улиткового протока эти колебания переходят на эндолимфу, перемещение которой вызывает раздражение рецепторных клеток спирального органа.

Возникающий при этом нервный импульс следует по волокнам улитковой части преддверно-улиткового нерва в головной мозг.

Перевод воспринимаемых органом слуха звуков как приятных и неприятных ощущений осуществляется в головном мозге. Нерегулярные звуковые волны формируют ощущения шума, а регулярные, ритмичные волны воспринимаются как музыкальные тоны. Звуки распространяются со скоростью 343 км/с при температуре воздуха 15–16ºС.

Источник: https://biouroki.ru/material/human/sluh.html

Сценарий учебного занятия по теме «Строение и функции органа слуха»

Последовательность прохождения звука через орган слуха. Сибирский государственный университет

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологическая карта урока (Приложение 1)

Этап контроля

Цель. Создать условия для повторения изученной темы и определения пробелов в знаниях.
Ученики выполняют тестовые задания за компьютером и задания, предложенные на карточках (Приложение 2).

Вызов

Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе. (Слайд 1)

Учитель. Полюбуйтесь прекрасным видом и послушайте чарующие звуки природы. Благодаря каким органам чувств мы можем ощущать все это? Благодаря органу зрения и слуха. С органом зрения мы познакомились на прошлом уроке. А тема нашего урока: «Строение и функции органа слуха». (Слайд 2)

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное – общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. (Слайд 3)

Учащиеся записывают тему урока.Учитель организует работу по повторению учебного материала об органах слуха у позвоночных.

Учащиеся выполняют задание и соотносят с образцом. (Приложение 3).

Название животногоОрган слуха
1. Карась 2. Прыткая ящерица 3. Бурый медведь 4. Травяная лягушка5. Сизый голубьА. Внутреннее ухо
Б. Внутреннее и среднее ухо (стремечко)
В. Внутреннее, среднее ухо и наружный слуховой проход
Г. Внутреннее, среднее (молоточек, наковальня, стремечко) наружное ухо

А 2.
Б 3.
Г 4.
B 5. (Слайд 4)

Этап 1

Цель. Создать условия для развития коммуникативных умений работать в группе и использовать учебный текст как источник знаний по данной теме.

Учитель. Из перечня утверждений необходимо выбрать верные утверждения (Приложение 3).

Выполните тестовые задания «Выберите правильные суждения».

1. Орган слуха распложен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки — это рецепторы слухового анализатора.

6. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и канальцев.

7. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.

8. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

9. В слуховом анализаторе различают отделы: наружное, среднее и внутреннее ухо.

10. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 (Слайд 5)

Физкультминутка

Используя учебный текст, видеофрагмент и рисунок, учащиеся заполняют таблицу.
(Слайд 6-9)

Орган слухаСтроениеФункции
Наружное ухо
Среднее ухо
Внутреннее ухо

Этап 2

Цель. Создать условия для осознания значимости органа слуха в познании окружающего мира и необходимости знаний правил гигиены слуха.

Учитель предлагает закончить предложение и обосновать свой выбор.

Гигиена слуха

1. В холодную погоду следует ……, чтобы …..

2. Ежедневно мыть уши теплой водой, чтобы….

3. Не использовать для чистки ушей булавки, карандаши, шпильки, чтобы …

4. Не слушать громкую музыку, потому что …

Учитель предлагает определить, что изображено на фотографии. (Слайд 10-12)

Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель рассказывает о копушечках.

Рассказ учителя

В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. «Копушками» прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы.

Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок. Секрет серных желез обладает сильным антибактериальным действием. Они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц. Нет необходимости чистить уши ватными палочками.

Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления.

Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы.Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Тогда врачи-отоларингологи вынуждены удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух.

Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях(«Кавказская пленница», просмотр фрагмента). (Слайд 13)

А человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Учитель предлагает к просмотру фрагмент фильма «Гамлет» (рассказ тени отца Гамлета об отравлении соком белены). (Слайд 14).

Прав или не прав с точки зрения врача был В.Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли быть так в действительности? Сок белены не мог попасть в барабанную полость, потому что барабанная перепонка надежно защищает среднее ухо от пыли, воды, микроорганизмов.

У отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яд. К образованию большого отверстия в барабанной перепонке приводят воспаления среднего уха, вызванные корью и скарлатиной.

Следовательно, и датский король болел в детстве корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием отверстия, что и сделало возможной его трагическую смерть от яда. В наше время разработана пластика барабанной перепонки. На отверстие накладывают заплату. Она должна быть достаточно тонкой, прочной и в то же время хорошо приживаться.

С этой целью используют или кусочки собственных тканей организма, или заплатки из искусственных материалов. Такие операции позволяют восстановить целостность барабанной перепонки, повысить слух, уберечь среднее ухо от попадания чужеродных агентов.

Рефлексия

Цель. Организовать работу по закреплению основных понятий урока.

Используя конструктор (таблички с названием частей слухового анализатора), учащиеся составляют цепочку прохождения звука.

Домашнее задание

Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 15)

§ 58, изучить, по желанию – подготовить презентацию

Литература и ресурсы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – Спб: Альянс Дельта, 2003.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – 2-е издание. – Спб: Альянс Дельта совм. С издательством «Речь», 2003.
  3. Мащенко М.В., Борисов О.Л.

    Биология: Учебное пособие для 9 класса. – Минск: Народная асвета, 2011.

  4. Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии. – Москва: «РАУБ» «Топикал», 1995.
  5. Художественный фильм «Гамлет», реж. И.Шапиро, «Ленфильм», 1964.
  6. Художественный фильм «кавказская пленница», реж. Л.

    Гайдай, «Мосфильм», 1966.

11.04.2018

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/669295/

Строение, функции и особенности органа слуха человека

Последовательность прохождения звука через орган слуха. Сибирский государственный университет

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход – извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы.

Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки.

Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка – это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана).

Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч.

На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток – Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия.

Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс.

Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка.

Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы.

Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

Воспринимать двумя ушами – лучше определять локализацию звука. Бинауральный слух дает:

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне.

Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность.

Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности.

Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов.

Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет.

Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует.

Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Источник: https://audionika.ru/info/nash-slukh/stroenie-funktsii-osobennosti-organa-slukha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.