Крушение танкера. Выброс нефти из танкера эксон валдез

Авария танкера «Эксон Валдез» | Аварии и катастрофы | Багира Гуру

Крушение танкера. Выброс нефти из танкера эксон валдез

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Отправная точка трагедии

Беззаботная попойка в портовом баре послужила отправной точкой для последующих трагических событий.

Полмиллиона морских птиц погибли от разлившейся нефти, в липкой чёрной жиже в страшных мучениях умерли тысячи тюленей и морских выдр, а местные рыбаки остались без средств к существованию.

Судно, ставшее на Аляске синонимом экологической катастрофы, называлось «Эксон Вальдес». Судя по записи в судовом журнале, капитан и его подчинённые вернулись на судно в 20:30. Погрузку к этому времени закончили, и танкер был го-тле выйти в море.

В 21:12 супертанкер длиной 300 метров медленно отделился от терминала Трансаляскинского нефтепровода. На борту танкера находился лоцман, который должен был провести судно через пролив Вальдес. Лоцман показал впоследствии, что от Хейзелвуда несло спиртным, но он не счёл нужным сделать замечание капитану.

Алкоголик — капитан супертанкера

Лоцман покинул судно в 23:25, и командование принял Джозеф Хейзелвуд. Он был опытным моряком — из своих сорока двух лет более двадцати работал на пароходную компанию «Эксон». Хейзелвуд в течение девяти лет много раз проводил танкер по этому пути и знал его как свои пять пальцев. У Хейзелвуда были проблемы с алкоголем, и руководство было в курсе этой проблемы.

Несмотря на лечение, он продолжал пить. У него даже отобрали водительские права. Вскоре после того, как лоцман сошёл с танкера, «Эксон Вальдес — встретился с айсбергом, отколовшимся от ледника. В тех местах айсберги не редкость.

Капитан запросил у береговой охраны разрешение отклониться от обычного курса, чтобы обойти айсберг — именно так и следовало поступить по установленному порядку.

Получив разрешение, Хейзелвуд сбавил скорость судна до 12 узлов и направил его через небольшие ледяные поля. После этого капитан оставил вместо себя на мостике третьего помощника Грегори Казенса.

Он дал помощнику подробные указания, в каком месте нужно вернуться на прежний курс, и дважды переспросил, справится ли тот.

Получив утвердительный ответ, капитан ушёл в свою каюту, упал в койку и заснул мертвецким сном.

Одна ошибка влечёт за собой другую

Знал ли Джозеф Хейзелвуд, что Грегори Казенс не имел лицензии на управление супертанкером на этом морском пути? Заметил ли капитан, что его помощник переутомлен? Этого до сих пор никто не знает. В 23.50 Казенс стоял на мостике «Эксон Вальдеса» и пытался провести танкер через пролив Принца Уильяма.

Нужно было идти на восток, потом повернуть на юго-запад, чтобы вернуться на безопасный путь.

Но помощник пропустил место, где следовало повернуть, и направил танкер с осадкой 20 метров прямо на рифы!
От удара о подводные скалы в грузовых танках по правому борту образовались три пробоины, наружная обшивка танкера частично разорвалась. Казенс пытался остановить судно, но времени на это уже не было.

В двух милях к югу от первой скалы, на рифе Блай, танкер сел на мель. В нефтяных танках зияли дыры. Казенс сообщил капитану по телефону: «Кажется, у нас большая проблема». Хейзелвуд поспешил на мостик. «Мы потеряем немного нефти, — сказал он. — Думаю, мы застрянем здесь на некоторое время».

Спокойствие, только спокойствие!

Наступила Страстная пятница, 24 марта 1989 года. В 00:04 нефть из супертанкера «Эксон Вальдес» потекла в пролив Принца Уильяма. В течение пяти часов после аварии в море вылилось 40 миллионов литров нефти! При таких чрезвычайных обстоятельствах требовались быстрые и решительные действия, но вокруг царило спокойствие.

Судно для ликвидации аварийных разливов нефти стояло на ремонте, нигде поблизости не оказалось оборудования, которое используют при крупных нефтяных разливах. В первые часы после аварии нефтяная плёнка растеклась по водной поверхности на семь километров.

Только через 18 часов возле танкера появилась первая группа ликвидаторов последствий аварии!

Все шансы ограничить масштабы бедствия были упущены. 27 марта начался сильный шторм, который растащил нефть ещё дальше, и сплошной чёрный слой покрыл более 7500 квадратных километров моря. Нефть загрязнила побережье на протяжении двух тысячи километров.

Борьба с «чёрной смертью»

Когда на место катастрофы, наконец, прибыли рабочие концерна и добровольцы, они увидели жуткую картину. На покрытом вязкой чёрной массой побережье тысячи птиц отчаянно боролись за жизнь. Их перья слиплись от нефти, некоторые из них кричали, другие бились в агонии, третьи уже валялись на чёрном берегу изуродованными безжизненными тушками.

Вокруг «Эксон Вальдеса» теснились танкеры, которые поспешно выкачивали ещё оставшуюся в его танках нефть. Концерн — Эксон» в течение нескольких недель доставил в район бедствия 11 тысяч временных рабочих, которые с помощью химических средств и насосов очищали от нефти берег. 29 марта они начали собирать на берегу и уничтожать мёртвых птиц.

Работы по очистке побережья продолжались три года и обошлись концерну «Эксон» в два миллиарда долларов. Пострадал не только животный мир — сотни рыбаков после разлива нефти остались без работы.

Люди, трудившиеся на ликвидации нефтяного загрязнения, теперь страдают болезнями лёгких, печени, неврологическими заболеваниями, частыми носовыми кровотечениями…

Кто виноват?

Суд на Аляске не принял во внимание, что капитан был пьян. Через много часов после катастрофы в крови Хейзелвуда осталось 0,6 промилле алкоголя, но, поскольку анализ сделали слишком поздно, его результат не мог учитываться судом.

Поэтому приговор был вынесен довольно мягкий: «за допущенный по халатности разлив нефти» капитана приговорили к 50 тысячам долларов штрафа и тысяче часов общественно-полезных работ на Аляске. Только к 2001 году недобросовестный капитан супертанкера выплатил штраф и отработал положенные часы. Капитаном он больше никогда не будет.

Хейзелвуд 20 лет не давал интервью и только весной этого года сказал, что всем сердцем винит себя за вред, причинённый им человечеству.

Концерн «Эксон» по-прежнему транспортирует чёрное золото в нефтеналивных судах. Авария обошлась его владельцам очень дорого, ведь пришлось заплатить компенсацию рыбакам и финансировать работы по очистке берега. Представители концерна подчёркивают, что авария произошла вследствие рокового стечения обстоятельств, и что предприятие не несёт за это непосредственной ответственности.

Новая жизнь «Эксон Вальдеса»

В 1994 году «Эксон» был приговорён к дополнительной выплате пяти миллиардов долларов, что составляет годовую прибыль концерна. По мнению суда, вина руководителей концерна заключается в том, что, зная об алкогольной зависимости Хейзелвуда, они назначили его капитаном супертанкера.

Концерн обжаловал приговор и добился его отмены. В июне 2008 года Верховный суд США уменьшил сумму штрафа до 500 миллионов долларов. Между тем нефтяной гигант, который сейчас называется «Эксон Мобил»«, в течение 20 лет выплатил пострадавшим только 75 процентов компенсации.

Если бы танкер «Эксон Вальдес» имел двойную обшивку, масштабы бедствия были бы меньше. После 1989 года танкеры, которые заходят в американские порты, должны иметь двойную обшивку. «Эксон Вальдес» после ремонта не вернулся к берегам Аляски, но ещё долго бороздил моря.

В 2002 году его отправили на металлолом.

Избавиться от нефти в проливе Принца Уильяма так и не удалось. При низких арктических температурах нефть разлагается очень медленно, так что в обозримом будущем экология пострадавшего региона не восстановится.

Журнал: Тайны 20-го века №10, май 2009 года Рубрика: Морские катастрофы

Алина Лосева

Тайны 20 века, корабль, катастрофа, нефть, авария, танкер, пьянство, экология

Популярное

  • Подольский пожар в Киеве 1811 года
  • Трагедия Галифакса

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/disasters/avariya-tankera-ekson-valdez.html

Самые крупные экологические катастрофы в мире в 21 веке | УкрСтрахование

Крушение танкера. Выброс нефти из танкера эксон валдез

Экологическими называют катастрофы, которые не только уносят жизни людей, но и приводят к достаточно плачевным последствиям для окружающей среды.

Как правило, такие катастрофы являются результатом деятельности человека.

Ведь развитие современных технологий, в частности в энергетике, дает не только ощутимые материальные блага, но и при неумелом использовании могут привести к чудовищным последствиям.

:

Выброс нефти из-за аварии на танкере «Престиж»

Однокорпусный танкер «Престиж», который шел под багамским флагом был изначально предназначен для транспортировки сырой нефти, построен на верфи Hitachi и сдан в эксплуатацию 1 марта 1976 года.

Когда танкер проходил Бискайский залив 13 ноября 2002-го года, он попал в сильный шторм неподалеку от берегов Галисии. Из-за полученных повреждений появилась трещина длинной в тридцать пять метров, что привело к утечке мазута в размере 1000 тонн в сутки.

Ситуацию ухудшило то, что береговые власти Испании отказали судну зайти в ближайший порт. Вместо этого была предпринята попытка отбуксировать танкер в один из портов Португалии, однако местные власти также ответили отказом. В результате судно отбуксировали в море.

Окончательная гибель корабля произошла 19 ноября. Он просто раскололся на две части и его останки погрузились на дно, на глубину около 3700 метров.

Из-за того, что повреждения было невозможно устранить, и нефть было невозможно перекачать, в море вылилось более 70 миллионов литров нефти.

Образовавшееся пятно растянулось на тысячи километров вдоль береговой линии, что нанесло непоправимый ущерб флоре и фауне.

Этот разлив нефти стал самым серьезным экологическим бедствием на побережье Европы. Ущерб от происшествия был оценен в четыре миллиарда евро, а для ликвидации его последствий пришлось задействовать триста тысяч добровольцев.

Крушение танкера Эксон Валдез

Нефтяной танкер Эксон Валдез отплыл из терминала в Валдизе (Аляска) 23 марта 1989 года в 21:12, и направился в Лонг-Бич (Калифорния), через пролив Принца Вильгельма. Танкер был полностью загружен нефтью. Лоцман провел его через Валдиз, и после этого передал контроль над судном капитану, который этим вечером выпивал спиртные напитки.

Для того чтобы избежать столкновения с айсбергами капитан Джозеф Джефри Хейзвулд отклонился от выбранного курса, о чем оповестил береговую охрану.

Получив соответствующее разрешение капитан изменил курс и в 23 часа оставил рубку, передав управление кораблем своему третьему помощнику и матросу, которые уже отстояли одну вахту не получив после неё полагающихся шести часов отдыха.

Непосредственно судном на тот момент управлял автопилот, который вел корабль по навигационной системе.

Перед тем как оставить рубку, капитан оставил своему помощнику указание повернуть в тот момент, когда корабль окажется на траверзе острова две минуты выше. Несмотря на то, что помощник отдал рулевому соответствующий приказ, он был либо поздно озвучен,

либо выполнен с промедлением. Это привело к тому, что 24 марта 00:28 корабль столкнулся с Блайт-рифом.

Это привело к тому, что в море вытекло 40 миллионов литров нефти, хотя некоторые экологи утверждают, что реальная утечка была намного выше. Пострадало 2400 километров побережья, что позволяет это происшествие одной из самых страшных экологических катастроф.

Бхопальская катастрофа

Происшествие в Бхопале считается одной из самых страшных экологических катастроф в мире из-за того, что оно привело к гибели восемнадцати тысяч человек и огромному урону для окружающей среды.

Постройку химического завода в Бхопале осуществляла дочерняя компания Union Carbide Corporation. Изначально предприятие предназначалось для производства пестицидов, которые будут использоваться в сельском хозяйстве.

Планировалось, что часть химикатов завод будет импортировать, однако для того чтобы конкурировать с аналогичными предприятиями, было решено перейти к более сложному и опасному производству, которое позволяло обойтись без иностранного сырья.

В июле 1984-го года, планировалось продать предприятие, поскольку из-за неурожаев спрос на его продукцию серьезно снизился. Из-за недостаточного финансирования, работа продолжалась на оборудовании, которое не соответствовало нормам безопасности.

В момент катастрофы завод выпускал популярный в то время инсектицид Севин, который появляется в результате реакции метилизоцианата с альфа-нафтолом в среде четыреххлористого углерода. Метилизоцианат хранился в трех емкостях общей емкостью примерно в 180 тысяч литров жидкости, которые были частично вкопаны в землю.

Причиной аварии стал резкий выброс паров метилизоцианата, который нагрелся выше температуре кипения, из-за чего произошел разрыв аварийного клапана. Из-за этого произошел выброс сорока двух тонн ядовитых паров, образовав облако, которое накрыло площадь радиусом в два километра от завода, и в частности накрыл железнодорожный вокзал и жилые районы.

Из-за несвоевременного информирования населения и нехватки медперсонала в первый же день умерло около пяти тысяч людей. Еще тринадцать тысяч умерло в течение нескольких лет, из-за последствия выброса в атмосферу ядовитых паров.

Авария и пожар на химической фабрике «SANDOZ»

1 ноября 1986 года, произошла одна из самых страшных экологических катастроф в мире, которая привела к чудовищным последствиям для живой природы. Химический завод, находящийся возле швейцарского города Базель, на берегу реки Рейн, занимался производством различных сельскохозяйственных химикатов. Из-за пожара в реку было сброшено около тридцати тонн ртути и пестицидов.

В результате попадания химикатов в воду Рейн покраснел, а людям, проживающим на побережье, было запрещено выходить из дома.

В некоторых городах ФРГ пришлось закрыть водопроводы и использовать только ту воду, которая привозилась в цистернах. Кроме того, погибло около полумиллиона рыб и представителей речной фауны, также полностью вымерли некоторые виды.

Программа, нацеленная на то, чтобы сделать воды Рейна пригодными для купания, рассчитана до 2020-го года.

Лондонский смог 1952-го года

В начале декабря 1952 года на Лондон опустился холодный туман, из-за чего горожане начали активно использовать уголь для отопления помещений. Поскольку в Британии

после войны использовали низкокачественный уголь, в котором содержалось много серы, при сгорании образовывалось много дыма, в составе которого был диоксид серы.

Также определенный вклад в загрязнение воздуха внес автотранспорт, который только недавно начал активно использоваться в Лондоне, а также работа нескольких угольных электростанций.

Также загрязненный воздух из индустриальных районов Европы приносил ветер, который дул со стороны канала Ла-Манш.

Поскольку туманы в Лондоне не редкость, то реакция горожан на происходящее была достаточно спокойной. Но последствия этого происшествия были достаточно печальными. По данным статистики респираторные заболевания получило более ста тысяч человек, из которых погибло около двенадцати тысяч.

Это происшествие считается одним из самых страшных случаев загрязнения воздуха и привело к серьезным изменениям в отношение к экологическим исследованиям, влиянию чистоты воздуха на здоровье человека. На сегодняшний день это происшествие считается одной из самых крупных катастроф в Англии.

Катастрофа на химическом заводе в Фликсборо

Завод «Нипро», располагающийся в городе Фликсборо занимался производством аммония. В его хранилищах находилось до двух тысяч тонн циклогексана, более трех тысяч тонн циклогексанона, около четырех тысяч тонн капролактама, две с половиной тысячи тонн фенола и других химических веществ.

Шаровые резервуары и другие технологические емкости были недостаточно заполнены, что серьезно повышало взрывоопасность. Кроме того, множество легкогорючих материалов находилось в заводских установках при повышенных температуре и давлении. В частности, производственная установка по окислению циклогексана содержала в себе примерно пятьсот тонн легковоспламеняющейся жидкости.

Кроме того, из-за стремительных темпов роста производства система защиты от пожаров достаточно быстро утратила свою эффективность. Инженеры на производстве часть отступали от технологического регламента и начали игнорировать нормы безопасности под давлением руководства.

1 июня 1974 года в 16:53 завод сотряс мощный взрыв. Пламя охватило производственные помещения, а ударная волна прошлась по окрестным селениям и городкам, срывая крыши с домов, разбивая окна, нанося людям увечья, что привело к гибели 55 человек. Мощность взрыва была примерно равна действию 45-ти тонного заряда тротила.

Кроме того, из-за взрыва появилось крупное облако ядовитых газов, что привело к необходимости эвакуации жителей находящихся возле завода населенных пунктов.

Общий ущерб от катастрофы составил 36 миллионов фунтов стерлингов, что является самым сильным ударом по английской промышленности.

Гибель Аральского моря

Высыхание Аральского моря является одной из наиболее известных экологических катастроф, произошедших на территории бывшего Советского Союза. Изначально этот водоем считался четвертым по размеру озером в мире.

Из-за неправильного проектирования сельскохозяйственных каналов, которые забирали воду из рек Амударья и Сырдарья, питавших Аральское море, начиная с 1960-го года, озеро отступило от берега, обнажив дно покрытое пестицидами, химикатами и солью. Это привело к быстрому испарению воды. В частности в период с 1960 по 2007 год Аральское море потеряло тысячу кубических километров воды, и его размеры составляют менее 10% от изначального.

Из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в Аральском море, выжило только 38.

Пожар на нефтедобывающей платформе Piper Alpha

Катастрофа, произошедшая 6 июля 1988 года на платформе Piper Alpha, которая использовалась для добычи нефти и газа считается крупнейшей в истории добычи природных ископаемых.

Из-за того, что действия персонала были недостаточно продуманными и нерешительными, при пожаре погибло 167 человек из 226, находящихся в этот момент на платформе.

Кроме того, из-за того, что подачу по трубам углеводородов удалось прекратить не сразу, пожар долгое время поддерживался и становился только сильнее.

Застрахованные потери из-за этой катастрофы составляют 3,4 миллиарда долларов, при этом не учитывается ряд экологических проблем, вызванных этим происшествием.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС известна любому человеку, проживающему на территории стран бывшего СССР. Последствия этого происшествия дают о себе знать до сих пор, и, без всякого сомнения — это одна из самых больших экологических катастроф в мире.

26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции произошел взрыв, в результате которого реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду был произведен мощнейший выброс радиоактивных веществ. За первые три месяца после аварии погиб 31 человек. В течение последующих пятнадцати лет погибло от 60 до 80 человек из-за последствий лучевого облучения.

Из-за выброса радиоактивных веществ пришлось эвакуировать более ста пятнадцати тысяч человек из тридцатикилометровой зоны вокруг станции. В ликвидации последствий участвовало более шестисот тысяч человек и затрачены значительные ресурсы. Часть территории вокруг Чернобыльской АЭС до сих пор считается непригодной для постоянного проживания.

Авария на АЭС Фукусима-1

11 марта 2011 года произошла самая крупная экологическая катастрофа в мире.

Сильнейшее землетрясение и цунами, повредили систему электроснабжения и резервные дизельные генераторы АЭС Фукусима-1, что вывело из строя системы охлаждения и вызвало расплавление активной зоны реакторов в 1, 2 и 3 энергоблоках. В результате, из-за образования водорода произошел взрыв, который не повредил корпус реактора, но его внешняя оболочка была разрушена.

Уровень радиации быстро начал расти, а из-за негерметичной оболочки некоторых ТВЭЛов произошла утечка радиоактивного цезия.

В морской воде в тридцатикилометровой зоне станции 23 марта обнаружили превышение нормы иода-131 и количество цезия-137, которое было существенно ниже допустимой нормы. Со временем радиоактивность воды возрастала и 31 марта превысила норму в 4385 раз. И это неудивительно, ведь во время аварии в море выбрасывались тонны зараженной воды.

Это привело к тому, что у некоторых обитателей акватории начались различные физиологические и генетические изменения, возникшие из-за воздействия радионуклидов. При этом стоит учитывать, что дополнительным фактором распространения радиации послужили передвижения зараженных животных и рыб.

В 2012 году на побережье возле АЭС Фукусима-1 уровень радиации в сто раз выше нормы. Работы по дезактивации зараженной почвы ведутся до сих пор.

Источник: https://www.ukrstrahovanie.com.ua/article/10-samyh-strashnyh-ekologicheskih-katastrof

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.