Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.

Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

https://www.youtube.com/watch?v=0Tu15PtLT7s

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука  уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы.  Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.Си-си-си смотри не пропусти.

Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука  [Ш].

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/postanovka-zvuka-s-konspekt

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией

Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ч] у ребенка с дизартрией.

Данное занятие рекомендую для коррекции речевой деятельности ребенка дошкольника с Дизартрией.

Дизартрия – это сложное нарушение речевой деятельности, при котором нарушена иннервация периферического речевого аппарата.

У ребенка с Дизартрией очень трудно и длительно идет процесс автоматизации звука в речи. Звук [Ч] для таких детей является сложным звуком и в постановке звука и в его автоматизации.

Тема занятия: «Автоматизация звука [Ч]«

Цели занятия:

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.

Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, чистоговорках.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  4. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  5. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой [Ч], схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • картинки с изображением артикуляционных упражнений;
  • предметные картинки к игре «Назови маленький предмет»;
  • предметные картинки с изображением насекомых;
  • полянка с ручейком и цветочками;
  • пособие на дыхание «Бабочка на цветке»;
  • цветные камушки;
  • картина к игре «Посчитай насекомых»
  • картинки к игре «Свари обед.

Ход занятия

1. Постановка цели

– Сегодня наш «звуковичок» пригласил на занятие Дюймовочку. Потому что Дюймовочка хочет научиться стрекотать как сверчок. Из какой сказки этот герой. (Сказка Х.К.Андерсен «Дюймовочка»). Но чтобы научиться стрекотать, нужно язычок размять. Покажем упражнения с язычком Дюймовочке.

2. Артикуляционная гимнастика

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка» — «Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).

  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

3. Произнесение изолированного звука [Ч]

Давай покажем Дюймовочке, как стрекочет сверчок.

– Ч – Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

4. Разбор артикуляции звука

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • Губы принимают положение трубочки,
  • зубы сближены,
  • язычок поднят, кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • воздушная струя теплая, широкая,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

5. Характеристика звука

На столе звуковичок (характеристика звука).

– Какой это звук?

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

6. Игра «Назови маленький предмет»

Дюймовочка очень маленькая девочка. И все предметы у неё дома маленькие. (Логопед показывает предметные картинки).

– Ни подушка, а ….(подушечка);

– Ни чашка, а ….(чашечка);

– Ни банка, а ….(баночка);

– Ни сумка, а ….(сумочка);

– Ни шкатулка, а ….(шкатулочка);

– Ни кольцо, а ….(колечко);

– Ни ложка, а ….(ложечка);

И одежда у Дюймовочки маленькая.

– Ни кофта, а кофточка;

– Ни юбка, а ….(юбочка);

– Ни футболка, а ….(футболочка);

– Ни шапка, а ….(шапочка);

7. Массаж лица

Каждый день Дюймовочка встаёт рано утром и умывается.

Водичка, водичка, умой меня.Чтобы глазки блестели.Чтобы щечки розовели.Чтоб кусался зубок.

Чтоб смеялся роток.

8. «Споем птичьи песенки»

Птицы очень любят Дюймовочку. Каждое утро птицы прилетают к ней и поют ей свои песни. Давай вместе с Дюймовочкой споем птичьи песенки. Слушай внимательно и повторяй.

АЧ – ОЧ – АЧ; ЧО – ЧА – ЧО;

ИЧ – АЧ – ИЧ; ЧО – ЧИ – ЧО;

УЧ – УЧ – АЧ; ЧИ – ЧУ – ЧУ;

ОЧ – АЧ – АЧ; ЧЕ – ЧЕ – ЧИ;

9. Слоговые дорожки

– Попоёт Дюймовочка песен и побежит играть на лужок. Но чтобы попасть на лужайку, нужно перейти через ручеёк. Помоги Дюймовочке перейти через ручеёк. Нужно выложить цветные камушки через ручеек, чтобы Дюймовочка могла по камушкам пройти (камушки выкладываются на наклеенные кружочки через ручеек). Выкладывая каждый камень нужно произнести слог, повторить за мной:

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧИ – ЧЕ;

ЧАК – ЧОК – ЧУК – ЧИК – ЧЕК;

10. Дыхательная гимнастика

Посмотри, сколько на лугу растет красивых цветов. Давай понюхаем цветы. Какой ароматный запах! (Вдыхаем в себя).

– А на этот цветок села бабочка. Подуй на бабочку. Положи широкий язык на губу и дуй на середину языка. Сначала подуй тихо, чтобы она не улетела с цветка, а летала над этим цветком. А теперь подуй сильнее, чтобы бабочка полетела на другой цветок.

– На лужайке Дюймовочка встретила насекомых. (логопед выкладывает картинки с насекомыми. Кого она встретила, угадай? Дюймовочка встретила насекомых, в названии которых есть звук [Ч]. Выбери картинки со звуком Ч. (ребенку предлагаются картинки: бабочка, пчела, жук, червяк, паук, кузнечик, сверчок).

– Молодец! Скажи полным предложением кого Дюймовочка встретила на лужайке.(Дюймовочка встретила жучка, червяка, кузнечика, сверчка, бабочку).

11. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем»

Дружно пальчики считаем (Сжимают и разжимают пальцы)Насекомых называем.Бабочка, кузнечик, муха (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)Это жук с зеленым брюхом.Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)

Прячьтесь!

12. Игра «Посчитай насекомых»

– Давай посмотрим, сколько на полянке насекомых?

(Ребенку предлагается полянка, на которой изображено: 5 бабочек; 7 жучков; 6 пчел, 5 кузнечиков).

  • Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек;
  • Один жучок, два жучка, три жучка, четыре жучка, пять жучков, шесть жучков; семь жучков;
  • Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел, шесть пчел;
  • Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.

13. Игра «Кого не стало?»

– Насекомые любят играть с Дюймовочкой в прятки. Помоги Дюймовочке, подскажи, кто спрятался?

Логопед закрывает по одной картинке, ребенок угадывает, кого не стало.

– Не стало жучка;

– Не стало червяка;

– Не стало бабочки;

– Не стало сверчка;

– Не стало кузнечика.

Динамическая пауза

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.Наш кузнечик на лужайке

Ч – Ч — Ч – Ч.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква.

14. Слоговые дорожки (обратные слоги)

– Погуляла Дюймовочка на лужайке, проголодалась, побежала домой. Но нужно опять через ручеек перебраться. Помоги ей!

Ребенок расставляет камушки на ручеек и проговаривает за педагогом слоги:

АЧ – ОЧ – УЧ – ЫЧ;

АЧКА – ОЧКА – УЧКА – ЫЧКА;

15. Ира «Свари обед»

– Прибежала Дюймовочка домой, а мышь уже приготовила обед и ждет её.

– Что ели на обед мышь и Дюймовочка, назови? (логопед показывает картинки)

– Каша из гречки — …(гречневая каша);

– Салат из огурцов — ….(огуречный салат);

– Икра из кабачков — ….(кабачковая икра);

– Пирог из яблок — ….(яблочный пирог);

– Сок из клубники — ….(клубничный сок);

16. Игра «Найди ошибку»

– Во время обеда Дюймовочка рассказала мыши, кого она видела на лужайке. Но она что-то перепутала в рассказе. Исправь ошибки.

– Паук (пчела) собирает нектар с цветков.

– Муравей живет в улье (муравейнике).

– Паутину плетет муха (паук).

– Стрекочет бабочка (кузнечик).

– Строят муравейник шмели (муравьи).

17. Повторение чистоговорок

– После обеда Дюймовочка и мышь учили чистоговорки.

– Повтори за Дюймовочкой:

Чу – чу – чу, на лугу скачу;

Чка – чка – чка, не поймали мы жучка;

Очки – очки – очки, бабочки на кочке.

18. Выкладывание буквы [Ч] из цветных камушек

– Какая буква обозначает звук [Ч]? Выложи букву Ч из цветных камушек.

https://www.youtube.com/watch?v=5LCszU6vgMI\u0026list=PL_MfoX5eLYq0UqGUoRjDTmvwvpWfluWGq

Итог занятия.

– С каким звуком мы занимались?

– Что понравилось на занятии?

Сивоплясова Ирина Васильевна,учитель-логопедМДОБУ д/с «Гульназира»,с.Ургаза Баймакский район

Республика Башкортостан

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-12688.html

Конспект логопедического занятия: «Синичка» (постановка звука [с]) | Чудо ребенок

Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Цель:

— воспитывать правильное произношение звука [с];

— учить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах и фразах;

— развивать у дошкольников навыки правильного произношения слов в предложении, активизировать словарный запас;

— развивать мелкую моторику, фонематический слух;

— воспитывать любовь к природе.

Материал: коррекционная дорожка со следами синички, перья для упражнения, синичка (игрушка или картинка с изображением) демонстрационные и раздаточные предметные картинки и игрушки, в названиях которых есть звук [с]; сюжетная картинка «Девочка катается на санках»; индивидуальные фоны и зеркала; семена тыквы и подсолнечника для зрительной коррекции в дидактической упражнении «Отсортируем семена», дидактическая игра «Подбери картинки».

1. Организационный момент

Педагог обращает внимание детей на коррекционную дорожку со следами синички.

Педагог. Посмотрите, на снегу есть маленькие следы.

Кто-то, наверное, здесь прыгал

И следы оставлял.

По следам мы этим пойдем,

может, мы кого-то найдем.

Дети идут по коррекционной дорожке и находят синицу (игрушку или картинку с изображением синицы), приглашают ее к себе на занятие. Педагог предлагает детям покормить синицу зерном. Дети насыпают зерно для синички, потом садятся за столы.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

Педагог. Послушаем песенку синички и определим, какой звук повторяется чаще.

Я маленькая синичка —

синь, синь, синь.

И высоко в синем небе —

синь, синь, синь —

Я пою весело,

Потому что весна уже близко.

4. Дидактическая игра «Поймай звук»

Педагог повторяет песенку синички. Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [с].

5. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для подвижности губ: «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка», «Колечко».

Упражнения для языка:

— «Лопата». Открыть рот, спокойно выдвинуть широкий язык и удерживать его под счет взрослого от 1 до 10.

— «Накажи непослушный язык». Полуоткрытый рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и поплямкать губами 5-6 раз, произнося звуки пя-пя-пя, а затем подержать спокойно широкий язык в открытом рту под счет взрослого от 1 до 10.

— «Послушный язычок». Полуоткрытый рот, широкий язык спокойно расположить за нижними зубами, удерживать неподвижно под счет взрослого от 1 до 10.

— «Прятки». Полуоткрытый рот, широкий язык выдвинуть вперед, удерживать под счет взрослого от 1 до 5, спрятать широкий язык в нижнее зазубное положения, удерживать его под счет от 1 до 5.

6. Физкультминутка

Синичка по двору летала,

Зернышки на земле искала.

(Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц)

Присела у кормушки,

Поклевала зерен немножко.

(Дети приседают, показывают пальцем, как птички клюют зерна)

Подкрепилась, отдохнула,

Снова ввысь упорхнула.

(Дети имитируют полет птиц и возвращаются на свои места)

7. Гимнастика для глаз

Отдохнули все малыши,

Отдохнут глазки.

(Дети закрывают глаза)

За синичкой следите,

Куда летит — говорите.

Дети открывают глаза, педагог движет синицу несколько раз влево-вправо, вверх-вниз; дети, не поворачивая головы, глазами следят за движениями синички.

8. Закрепление правильного произношения звука [С]

— Как свистит ветер на улице? (С-с-с-с-с)

Воспитатель показывает предметную картинку с изображением шины.

— Как из шины выходит воздух, когда его выпускают? (С-с-с-с-с)

Учитель показывает предметную картинку с изображением велосипеда.

— Как накачивают велосипедную шину насосом? (С-с-с-с-с)

Повторяем слоги:

си-си-си-си,

се-се-се-се,

са-са-са-са,

со-со-со-со,

су-су су-су.

Произносим звук [с] в словах. Перед каждым ребенком на индивидуальных фонах разложены раздаточные предметные картинки, в названии которых есть звук [с]; предлагаем детям рассмотреть картинки и определить место звука [с] в словах: в начале, в середине или в конце слова.

9. Дидактическая игра «Подберите картинки»

Детям предлагается подойти к демонстрационному мольберту, на котором расположены предметные картинки, и поочередно в верхней строке разложить картинки, в названии которых есть звук [с], а в нижней строке — картинки, в названии которых нет звука [с].

10. Произношение звука [С] в фразах

На демонстрационном мольберте иллюстрация, где изображена девочка, которая едет на санках. Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации и рассказываем: «Соня села на санки. Санки скатились по снегу». Закрепляем фразы с детьми сначала коллективно, затем индивидуально.

11. Зрительная коррекция. Дидактические задачи «Отсортируем семена для птичек»

Дети слушают аудиозапись щебетания синички.

Учитель. Видимо, птичка проголодалась. Подберите для нее семена. Вот тарелка с семенами подсолнечника и тыквы. Какие семена любят синицы? (Синички любят семена подсолнечника) Белые семечки отдадим сороке. Каждому ребенку дают одну тарелочку со смешанным семенами и две пустые. Дети сортируют семена подсолнечника и тыквы в отдельные тарелки. Пока дети работают, в аудиозаписи звучит:

Под окошком кормушка

https://www.youtube.com/watch?v=9TtvE8MQSc0\u0026list=PL_MfoX5eLYq0UqGUoRjDTmvwvpWfluWGq

Для сороки и синицы,

Мы семян отберем,

Кормить их пойдем.

Учитель. Возьмем семян на прогулку и покормим птиц.

12. Итог занятия

Источник: https://chudor.ru/logopedu/zanyatiya-logopeda/114-konspekt-logopedicheskoe-postanovka-zvuk-s

Самые действенные и эффективные методы постановки звука С

Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Правильная и грамотная речь – основной навык, который позволяет людям общаться, понимать друг друга. Посредством общения родители контактируют со своими детьми, дети со сверстниками, взрослые люди между собой и т. д. Для того чтобы собеседник понял то, о чем с ним говорят, недостаточно ясно и грамотно выражаться, необходимо еще, чтобы в речи отсутствовали какие-либо речевые дефекты.

Постановка звука С, как и любого другого, – особый процесс. Каждый логопед подходит к нему творчески, так как возможности и способности каждого ребенка индивидуальны.

С одним ребенком «работают» одни методы, техники, с другим – совершенно другие. Поэтому очень важно, чтобы специалист мог подстраиваться под индивидуальные особенности любого подопечного.

Нормы звучания

Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.

Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):

  • Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
  • Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
  • Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
  • Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
  • Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
  • Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
  • Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
  • Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.

Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.

Важность правильного звука

Многие родители умиляются, когда их дети искаженно и «смешно» произносят некоторые слова, коверкая произношение. До определенного момента это абсолютно нормальная стадия развития речи.

Но если к 5 годам эти звуки и слова остаются в речи, дошкольник в силу разных причин не хочет или не может произнести их правильно, то это определенный звоночек для родителей, который не следует игнорировать.

Правильно произносимая речь позволяет каждому маленькому человеку общаться так, чтобы его понимали, она является залогом успешности в обучении и овладении чтением и письмом. А данные статистики неутешительны – с каждым годом все больше и больше детей, у которых имеются множественные нарушения звуков родного языка, среди которых чаще всего нарушены свистящие, шипящие и сонорные.

Неверно сказанные слова влекут за собой многочисленные ошибки на письме. Дети, посещающие начальную школу, становятся неуверенными в себе, у них снижается самооценка, нарушается общение со сверстниками, формируются тревожные черты личности.

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий.

При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны.

Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Подготовка

Каждый из этапов постановки имеет свои особенности, цель, способы ее достижения в виде различных упражнений и техник. Индивидуальное занятие по постановке звука С начинается с подготовительного этапа.

Цель подготовительного этапа заключается в том, чтобы подготовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному восприятию и воспроизведению. Данный этап включает несколько направлений для работы:

  • Формирование правильного положения органов артикуляции. Для этого подбираются необходимые артикуляционные упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ, щек, способность оперативно переключаться с одного действия на другое и одновременно выполнять несколько инструкций. Данный этап является основополагающим.
  • Формирование правильной воздушной струи. Она должна идти посередине языка и выдуваться с некоторым усилием. Для этого можно использовать упражнения дыхательной гимнастики.
  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мелкой моторики важны на каждом этапе, они стимулируют нервные окончания головного мозга, и к тому же их можно использовать для того, чтобы ребенок немного отдохнул от занятий и отвлекся.
  • Развитие фонематического слуха. Дошкольник, который учится правильному произношению, должен сначала научиться различать этот звук на слух, затем отличать его от похожих по звучанию, улавливая разницу.
  • Отработка опорных звуков (при необходимости) нужна в том случае, если у малыша есть звуки, близкие по артикуляции заданному. Таким образом ему будет проще научиться произносить его верно.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Если какой-то из методов сразу не доказал своей эффективности, не стоит от него отказываться. Через некоторое время его снова можно попробовать применить, немного видоизменив.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Особенности постановки у детей разного возраста

Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения.

Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С.

Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.

Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.

Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду.

Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения.

Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Ошибки постановки

Ошибки постановки могут привести к искаженному, неправильному произношению, например, звука не было вообще, а в результате некачественной или непрофессиональной логопедической работы появилось межзубное произношение. Поэтому, если люди с нарушенным произношением хотят правильно и эффективно изменить свою речь, важно за консультацией обратиться к профессионалу.

Результаты

Результативность занятий по постановке звука С индивидуальна.

Она зависит от нескольких факторов: есть ли какая-нибудь неврологическая патология, не позволяющая языку быть подвижным, анатомические особенности строения ротовой полости и носоглотки, присутствует ли один из сигматизмов и др.

Также все зависит от желания самого ребенка и родителей, насколько они заинтересованы в правильной речи, осознает и слышит ли ребенок свой дефект, может быть такое произношение характерно для каждого поколения в этой семье и нет особой необходимости его исправлять.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

  • Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
  • Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
  • Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
  • Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
  • Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
  • Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
  • Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Таким образом, при постановке звука С у детей и взрослых не нужно ждать быстрого результата. Важно, чтобы весь процесс протекал плавно, и человек мог верно усвоить всю необходимую информацию.

https://www.youtube.com/watch?v=nS0s2iaubvU

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/postanovka-zvuka-s/

Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Постановка звука С»

Конспект по постановке звука. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Цель:

  • учить правильно произносить изолированный звук [С], закрепить связь между звуком и буквой С.
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое процессы (восприятие, представление), творческую деятельность, ассоциативное мышление.
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Материал: альбом «Послушный язычок», пиктограммы, тематические таблицы, магнитная азбука, натуральные фрукты, предметные карточки к теме «Фрукты и ягоды», фишки-квадратики, логопедические зонды, индивидуальные зеркала.

Ход логопедического занятия в старшей группе детского сада

Орг. момент

Упражнение «Цветные ассоциации» (развитие ассоциативного мышления)

На доске пиктограммы фруктов и ягод (слива, виноград, ежевика, смородина). Дети дают ответ на вопрос.

— О каком цвете вы подумали? Ответы детей.

Упражнение «Вкусовые ассоциации»

На доске пиктограммы фруктов и ягод (вишня, лимон, груша, яблоко) Ребята дают ответ на вопрос.

Какой вкус вы почувствовали, смотря на вишню, лимон, грушу, яблоко? Ответы детей.

В словах: синий, сладкий, кислый слышите свист, шипение? Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. Звук [С] обозначается буквой С (на доску прикрепляется буква С).

Упражнение «В саду» (развитие речевого дыхания)

Дети глубоко вдыхают аромат фруктов, ягод и сильно выдыхают через рот. Упражнение выполняют 3 раза.

Артикуляционные ассоциации.

Дети внимательно рассматривают символ-карты с изображением конкретных предметов и выполняют определенные движения, положения органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционное упражнение «Лягушки»

(на символ-карте изображены лягушки). Вопрос: «О каком артикуляционном упражнении вы подумали?». Ответ детей. Дети вспоминают правильное выполнение упражнения и выполняют его. Аналогичная работа проводится со следующими упражнениями.

Улыбнуться, старательно растягивая губы, а затем расслабить их (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Лопата»

Широкий расслабленный язык слегка выдвинуть изо рта и положить на нижнюю губу. Посчитать: 1-2-3-4-5 (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Горка»

Открыть широко рот. Широким языком упереться в нижние передние зубы. Плотно прижать боковые края спинки к коренным зубам. Расслабить. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).

Артикуляционное упражнение «Чистим зубы»

Открыть рот. «Почистить» языком нижние зубы с внутренней стороны, делая медленные движения вверх — вниз. Счет: 1-2 (выполнить 3 раза).

Постановка звука [С]

Если звук не вызывается по подражанию, то предложить ребенку просунуть язык между верхними и нижними резцами и долго произносить звук [С] в межзубном положении. Далее кончиком шпателя или специальным зондом надо нажать на кончик языка и завести его за нижние резцы. Не вынимая зонда, продолжать произносить протяжно звук, слегка растягивая губы в улыбке.

Описание артикуляции звука [С]

Губы при произношении приобретают положение следующего гласного.

Зубы сближены на расстояние примерно в 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние зубы.

Спинка языка выгнута, и посередине образуется горка.

Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.

Выдыхаемая холодная струя воздуха, проходит по середине языка.

Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. Дети произносят звук [С], контролируют положение органов артикуляции перед зеркальцами.

Фонетические ассоциации.

Игра — звукоподражание «Озвучь картинку»

Детям раздаются пиктограммы различных предметов, явлений (шарик, шина, уж, кран, ветер, насос) и рекомендуется воспроизвести соответствующий звук.

— Как свищет воздух из воздушного шарика? Ответы детей: с-с-с …

— Как свищет воздух из проколотой шины?

— Как свищет вода из крана?

— Как шипит уж?

— Как свищет ветер?

— Какой звук создает насос?

Развитие фонематического восприятия, представления.

Дидактическая игра «Поймай звук [С]»

Логопед предлагает детям внимательно послушать согласные звуки и хлопнуть в ладоши только на звук [С].

Дидактическая игра «Собери урожай»

Дети получают набор предметных картинок с изображением ягод и фруктов. Отбирают только те, в названиях которых «живет» звук [С]

Закрепление связи между звуком и буквой С.

Графические трансформации.

Упражнение «Найди букву С в различных предметах».

На рисунке изображены различные предметы. Дети ищут в предметах букву С.

Развитие внимания, мышления.

Работа с тематическими таблицами.

Дети накрывают фишками-квадратиками плоды только синего цвета, только сладкие, только кислые.

Итог занятия. Рефлексия

— Какой звук мы сегодня учились произносить? (Ответ детей).

— Как произносится звук [С]?

Дети повторяют артикуляцию звука [С]

Источник: https://detivsadu.ru/logopedicheskie-zanjatija/konspekt-v-starshej-gruppe-postanovka-zvuka-s/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.