Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

Детская гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

› Занятия › Гимнастика

02.03.2020

Жизнь современного ребенка невозможно представить без мобильного телефона, компьютера, телевизора. Игры на свежем воздухе уходят в прошлое. Почти непрерывно глаза испытывают повышенную нагрузку.

Вместе с тем, все больше детей в раннем возрасте сталкиваются с нарушением зрения и необходимостью постоянного ношения очков или линз.

Гимнастика для глаз для детей помогает снизить негативное воздействие гаджетов, укрепить глазные мышцы, предотвратить или замедлить развитие заболеваний.

Разновидности зрительной гимнастики

За годы исследований появилось множество видов зрительной гимнастики. Чаще всего их разделяют на 3 типа:

  • упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования или присутствия помощника;
  • занятия, сопровождаемые ритмичной музыкой или чтением детских стихов;
  • тренировки с использованием инвентаря.

Кроме того, выделяют несколько направлений гимнастики, в разное время разработанных офтальмологами:

  1. Основоположником глазных тренировок считают У. Бейтса. Он первым выявил положительные изменения зрения после подобных занятий. Цель его методики — удалить стрессовое состояние, перенапряжение. Появился термин «пальминг», обозначающий полное расслабление, а затем повторение движениями глазного яблока контура воображаемого объекта.
  2. Метод Норбекова предполагает более активный комплекс движений. В нем также предусмотрена фаза расслабления, однако ей предшествует стимулирующее аккомодацию разведение осей глаза. Работают в том числе косые мышцы.
  3. Жданов внедрил методику, учитывающую особенности работы мышц близоруких и дальнозорких людей. Если первым предлагаются занятия, переключающие зрительный орган из дали на близкие объекты и обратно, то для вторых все упражнения проводят только на близком расстоянии.
  4. Гимнастика Аветисова направлена на то, чтобы стимулировать кровообращение и улучшить обменные процессы внутри глаза. Происходит постепенное увеличение резерва аккомодации, а мышцы становятся выносливее.
  5. Нестандартную методику предложил Утехин. Чтобы добиться полного расслабления мышц глаза, он использовал непрозрачные экраны. В них могли быть вставлены слабые линзы или простое стекло для попеременной работы с левой и правой сторонами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина сосредоточились на снятии напряжения с аккомодационных мышц. Благодаря им появился простой и удобный тренажер.
  7. М. Корбет, знаменитая также своими исследованиями в области мимической гимнастики, отстаивала пользу в укреплении глазных мышц изменений фокусного расстояния или положения тела во время чтения или других занятий, требующих напряжения зрения.

Цель проведения гимнастики

Основной целью гимнастики для глаз для школьников считают снятие напряжения с мышц и восстановление здоровой фокусировки. Ошибочно думать, что упражнения нужны только тем детям, которые уже имеют заболевание органов зрения. Врачи рекомендуют тренироваться и здоровым детям для повышения умственной выносливости, сохранения четкости видения, исключения спазма.

Старшим школьникам тренировки помогут справиться с возросшими нагрузками, предотвратить появление головной боли напряжения, закрепить ясность взгляда. При этом улучшается концентрация зрения, повышается тонус мышц и нервов, улучшается кровообращение.

Основные этапы и особенности

Независимо от возраста, первые занятия необходимо проводить вместе со взрослым. Ребенку нужно объяснить, для чего предназначены упражнения, почему важно делать их регулярно. В противном случае он будет скучать или вовсе саботировать тренировки. Хорошее настроение и позитивный настрой в этом случае особенно важны.

Какие этапы и условия нужно соблюсти:

  1. Занятие начинают с пальминга, т.е. погружения глаз в полную темноту и покой. Для этого их не просто закрывают, но еще и полностью прикрывают ладонями. Это действие понадобится и взрослым, когда нужно снять напряжение, успокоиться, побороть усталость. Выполнять его лучше сидя, удобно облокотившись на стол, избегая чрезмерно сильного давления ладоней на веки.
  2. Через 2-3 минуты расслабления, не открывая глаз, выполняют визуализацию. Дошкольнику нужно помочь представить различные объекты. Это могут быть статичные или движущиеся предметы. При близорукости хорошо работает смещение фокуса с близкого объекта на дальний, а затем наоборот. Дальнозорким лучше фантазировать о чем-то, расположенном вблизи.
  3. Для более глубокого расслабления и создания однородности зрительного поля можно предложить ребенку представить черные объекты: кошку, собаку, рюкзак, школьную доску и т.д. Хороший результат дает включение в качестве фона классической или легкой инструментальной музыки.
  4. Если ребенок жалуется на появление разноцветных мушек, значит, глазной нерв перенапряжен. Симптом должен пройти спустя 1-2 недели тренировок.
  5. Далее выполняются упражнения для улучшения зрения, не более 4-5 за 1 раз. Общее время занятий должно начинаться с 3 минут и постепенно дойти до 7.
  6. Дети с астигматизмом и косоглазием нуждаются в индивидуальных упражнениях для глаз. Их лучше обсудить с лечащим врачом.

Показания и противопоказания

Тренировки рекомендованы в следующих случаях:

  1. При миопии и астигматизме. Основная цель — расслабление. Если упражнения выполняются с раннего возраста по 3-4 раза в день, вероятность того, что болезнь будет развиваться, снижается.
  2. У одного или обоих родителей есть нарушение зрения. Считается, что гимнастика помогает снизить риск негативной наследственности.
  3. При слабости видения после нагрузок. Если ребенок часто сталкивается с предметами дома или на улице, как бы игнорируя боковое зрение, жалуется на расплывчатость или раздвоение картинки, следует начать делать упражнения. Лучше, если этому будет предшествовать консультация с врачом, который установит природу нарушения.
  4. Когда дети много времени проводят без движения, за чтением, компьютерной игрой или просмотром видео. Чередование активности в этом случае поможет поднять тонус глазных мышц.
  5. Всем школьникам и дошкольникам, посещающим детский сад, если у родителей находится время на контроль тренировок.

Существуют ситуации, когда зарядку для глаз проводить нельзя:

  • послеоперационный период, когда следует избегать дополнительного напряжения мышц;
  • после восстановления сетчатки;
  • когда отрицательные значения миопии слишком высоки;
  • если есть угроза повреждения роговицы.

Пальминг не рекомендуют проводить детям до 3 лет, т.к. есть риск неосознанного механического повреждения глаза.

Основные движения

Движения основаны на смещении фокуса, изменении направления взгляда, разведении глазных осей, мысленной обрисовке контуров предметов. Ребенка просят снять очки, сесть или встать прямо, не сутулиться. Сделать несколько глубоких вдохов, чтобы расслабиться и отвлечься от предшествующей активности.

Комплекс упражнений

Во время ежедневных занятий следует чередовать разные упражнения, подавая их в увлекательной форме. Если какое-то из них ребенку выполнять некомфортно, лучше временно его отложить и попробовать вернуть позднее.

Жмурки

По аналогии с игрой детям предлагают закрыть глаза, сосчитать до 5. Затем открыть и снова начать счет. Необходимо сделать 7-8 таких циклов. Вначале лучше считать вместе с ребенком, чтобы скорость не была слишком высокой. Цель — расслабить мышцы, а не утомить их быстрыми движениями.

Определение расстояния

Нужно нарисовать и наклеить на окно небольшую (1-2 см) яркую метку. Школьник встает напротив окна, но не ближе 25-30 см, после чего переводит взгляд с метки на любой выбранный им объект в отдалении. Делать это следует медленно, задерживаясь в каждой точке на 2-3 секунды. Метку можно перемещать.

При этом будет изменяться не только фокус, но и угол зрения. Сначала взгляд переходит на удаленный предмет слева, затем справа, выше или ниже по вертикали.

Восьмерки взглядом

Это упражнение полезно при астигматизме. Детям младшего возраста на листе бумаги рисуют восьмерку. Рисунок размещают на расстоянии 30 см от лица. Затем просят обвести восьмерку взглядом, следя за тем, чтобы двигались только глаза, а не вся голова. Повторить следует 5-8 раз.

Для школьников рисунок необязателен. Им предлагают представить и мысленно нарисовать цифру движениями глазных яблок. Упражнение можно выполнять и во время пальминга.

Крестики нолики

Детям младшего возраста сначала необходимо объяснить, как устроено поле для игры. Ребенок мысленно представляет себе квадрат, его углы. Затем он должен зафиксировать взгляд на левом верхнем углу квадрата.

Перевести его в правый нижний угол. Сместить в правый верхний, а затем опустить в левый нижний. Движения выполняются плавно, медленно. Всего следует сделать 5-8 циклов.

Если сложно выполнять упражнение с открытыми глазами, разрешается их закрыть.

Приближение и отдаление

Необходимо подобрать небольшой предмет с яркой деталью. Это может быть однотонный фломастер с контрастным колпачком или леденец на палочке. Предмет удерживают на расстоянии 50 см от лица ребенка.

Затем начинают медленно приближать, постоянно напоминая, что взгляд от яркого элемента отводить нельзя. Когда ребенок скажет, что контур вещи расплывается (5-7см от носа), предмет перемещают в обратном направлении.

Схема приближений — отдалений: 5 секунд действие, затем 5 — перерыв. Выполняется 6-8 раз.

Легкий отдых

Одно из самых простых упражнений, которое поможет снять напряжение между другими тренировками. Нужно закрыть глаза, досчитать до 15 (или 3 раза до 5 для дошкольников). Потом открыть и повторить все сначала 5-7 раз.

Быстрый поиск

Взрослый помощник называет какую-то вещь в комнате, которая может находиться в поле зрения. Ребенок должен показать этот предмет взглядом, не меняя положения тела и головы. Вещи называют быстро и стараются подбирать их из разных сторон, чтобы глазная мышца работала интенсивно.

В занятия можно привнести элемент игры, используя в качестве фона веселые стишки:

«Мы гимнастику для глаз

С мамой сделаем сейчас,

Чтобы глазик не болел,

Хорошо для нас смотрел.

Закрываем, отдыхаем,

Вместе до 5 считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать.

Смотрим влево — по дорожке

Пробежала быстро кошка;

Вправо смотрим — на полу

Притаился жук в углу.» и т.д.

Детская гимнастика для глаз Ссылка на основную публикацию

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/gimnastika/detskaya-gimnastika-dlya-glaz

Лечебная гимнастика для глаз в школе

Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

Глаза – орган зрения, который позволяет полноценно изучать и воспринимать окружающий мир, любоваться красотами и получать удовольствия от современных технологий.

Большинство жителей Земли и особенно дети относятся к зрению, как к само собой разумеющемуся и не уделяют ему должного внимания.

К основным факторам, вызывающим проблемы со зрением относятся не только наследственные заболевания и врождённые патологии, но и значительные зрительные нагрузки. В век современных технологий гаджеты, компьютеры увлекают школьников, и они играют, забывая про отдых.

Детское зрение

Оглавление

  • 1 Детское зрение
  • 2 Упражнения

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости.

Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии.

И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.

Упражнения

Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы.

В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут.

На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.

Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя.

Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс.

Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.

  1. Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
  2. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
  3. Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
  4. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
  5. Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
  6. Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
  7. Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
  8. Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
  9. Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
  10. Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.

Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.

В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат.

Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания.

Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.

Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.

Источник: https://gimnastikasport.ru/lechebnaya/dlja-glaz/dlja-shkolnikov-2.html

Гимнастика для глаз. Детям и взрослым

Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

Большинство людей не уделяют зрению должного внимания, а зря.

В настоящее время проблемы со зрением у детей возникают не только из-за наследственности, врожденных заболеваний, но и образа жизни, а именно перегрузки зрения гаджетами и другой зрительной нагрузки.

Уже с детского сада необходимо внимательно относиться к здоровью глаз. Научить следить за своим здоровьем и постепенно ввести это в привычку малыша должен взрослый.

Профилактика заболеваний глаз

  • контроль за временем использования различных гаджетов;
  • гимнастика для глаз;
  • достаточная освещенность в помещении;
  • игры на свежем воздухе;
  • здоровое питание.

Гимнастика для глаз

Гимнастика помогает снять напряжение, усталость с глазных мышц, улучшает кровообращение. Выполнять 2-3 раза в день, не более 10 минут. Каждое упражнение повторяем 2-3 раза (постепенно переходя к 8 повторений).

Придерживаемся правила от простого к сложному. Проводятся в положении сидя, при необходимости (например,дошкольникам) можно сочетать с игровой формой (стихи, песенки) или подвижными играми. Это ещё и поможет увлечь ребёнка.

Вообще проведите с ребёнком любого возраста зачем вообще необходима данная гимнастика.

Для некоторых упражнений есть противопоказания, поэтому если у ребёнка есть проблемы со зрением, лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем выполнять такую гимнастику.

В настоящее время известно много методик, но мы рассмотрим простые и понятные упражнения, при этом эффективные, которые подойдут для профилактики.

Можно использовать различные формы проведения гимнастики для глаз:

– в стихотворной форме.

Подойдет для самых маленьких.

– использовать схемы для выполнения некоторых из упражнений.

1 “Жмурки”

Сильно зажмуриваем глаза на 3-4 секунды, далее открываем на то же время. Не спешить, иначе не будет никакого положительного эффекта, скорее наоборот мышцы глаз устанут еще больше.

Быстро моргаем, но не напрягаясь. Упражнение выполняем примерно секунд 10 (постепенно доходя до 1 минуты). В перерывах можно чередовать открытые и закрытые глаза.

3. “Светофор”

Закрываем правый глаз и изображаем мигание светофора левым глазом. Затем меняем. Упражнение развивает еще и внимание и координацию.

4. “Маятник”

Смотрим на лево, затем переводим взгляд на право, далее наоборот и т.д. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова должна быть неподвижна. Можно добавить этому упражнению яркую игрушку, за движение которой необходимо наблюдать.

5. “Пол – потолок”

Аналогичное упражнение, но смотрим вверх-вниз.

6.”Гляделки”

Упражнение выполняется вдвоём. Необходимо сесть друг напротив друга и смотреть в глаза. Кто первый моргнул, тот проиграл.

7. “Отдых”

Закрываем глаза, про себя считаем до 15. Открываем глаза и так несколько повторений.

8 “Приближение”

Правую руку вытягиваем вперед, в руке яркая игрушка или любой небольшой яркий предмет. Смотрим на него внимательно, двигаем его к кончику носа и обратно. Упражнение выполняем в медленном темпе, когда предмет становится ярким пятном, то прекращаем упражнение. После отдыха ещё несколько повторений.

9 “Часы”

Имитирует глазами ход часовой стрелки, а затем делаем движения глазами против часовой стрелки. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова неподвижна.

10. “Крестики”

Рисуем глазами крестик. Сначала в одной последовательности (с левого нижнего угла в правый верхний- с левого верхнего угла в правый нижний), затем в противоположной. Темп медленный, голова неподвижна.

11. “Далеко-близко”

Лучше выполнять это упражнение перед окном или на улице. Смотрим на предмет находящийся вдалеке. Рассматриваем его примерно 10 секунд. Далее смотрим на предмет находящийся примерно 30 см от глаз, смотрим на него также примерно 10 секунд.

12. “Массаж век”

Легонько массируем верхнее веко от внутреннего края к наружному. Нижнее веко наоборот. Массаж проводится не более 60 секунд.

13. “Восьмёрочки”

Глазами рисуем цифру 8 (или используем специальный плакат).

14 «Найди вещь»

Просим ребёнка, найди взглядом, какую либо вещь.

Гимнастические упражнения для глаз помогут детям в любом возрасте и даже взрослым расслабить мышцы глаз, улучшить в них кровоснабжение, тем самым уменьшить риск развития заболевания. Но при условии регулярного выполнения.

Упражнения можно использовать выборочно или в комплексе. Подойдут как элементы в физкультминутках в процессе обучающих занятий в дома, детском саду и школе.

Вам может быть интересно:

– 5 причин необходимости наличия в доме массажного коврика и 5 оригинальных идей для изготовления его своими руками.

– Внимание, опасные игрушки!

– Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/gimnastika-dlia-glaz-detiam-i-vzroslym-5e4ae390f2bc623242232d0a

Гимнастика для глаз школьника

Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

В наше время зрение детей оказалось в опасности из-за повышенных зрительных нагрузок. Школьные занятия и развивающие игры, которые требуют напряжённого зрительного внимания; время, проводимое у телевизора и электронных устройств, способствуют формированию постоянного зрительного напряжения.

Глаза быстро устают, появляется сухость, жжение, слезоточивость, эффект размытости предметов, возникают головокружения, начинаются головные боли. К неблагоприятным факторам, способствующим усталости глазных мышц, добавляются недостаток дневного света, ограниченная подвижность, неправильная осанка, наследственность.

О том, как предотвратить проблемы со зрением у учащихся младших классов, рассказывает наш консультант – детский офтальмолог кандидат медицинских наук Татьяна Владимировна ВЕЛИЧКО.

Чем раньше, тем лучше

Зрение активно развивается от момента рождения до 6 лет. На 90% формирование зрительных функций к моменту поступления в первый класс заканчивается.

Но и глазные заболевания развиваются тоже рано – если раньше преобладала школьная близорукость, которая развивалась и прогрессировала в возрасте 9–12 лет, то в последние 10 лет всё чаще регистрируется ранняя миопия – в 5 лет и раньше.

Поэтому офтальмологи рекомендуют подумать о профилактике заболеваний глаз в самом раннем возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=lEBghm8o6sA

Один из методов профилактики – зрительная гимнастика. Это упражнения, направленные на улучшение кровообращения, тренировку и укрепление глазных мышц и век, на снятие усталости.

Регулярные упражнения со временем превратятся в полезную привычку, за которую дети, когда вырастут, будут родителям благодарны.

А так как родители постоянно будут делать упражнения вместе с ребёнком, то и их собственное зрение тоже начнёт улучшаться.

Поскольку именно школьные нагрузки, как правило, провоцируют ухудшение зрения первоклассника, родителям будущих школьников очень важно выбрать комфортную для ребёнка в целом и для его глаз в частности программу обучения в начальной школе.

Важно, чтобы в учебниках для первого класса был крупный шрифт, не утомляющий глаза, и яркие контрастные иллюстрации.

В системе учебников «Начальная школа XXI века» после заданий, требующих от ребёнка напряжения, обязательно предусмотрена программой минутка игры, пауза, во время которой можно переключить внимание со зрительной деятельности на подвижную и активную.

Зрительную гимнастику делают 3–4 раза в день, уделяя ей 2–3 минуты в дошкольном возрасте и 4–5 минут для школьников младших классов. В младшем возрасте проводят гимнастику очень простую: каждое упражнение делают сначала 2–3 раза, а когда малыш запомнил движения, увеличивают число повторов до 5–7 раз. Эффект достигается только при регулярном выполнении.

Упражнения – это обязательная вещь, а дети не всегда охотно делают то, о чём их просят. Как облегчить этот процесс? Можно включить музыку – обычно специалисты рекомендуют классическую, но это могут быть и любимые мелодии ребёнка.

Попробуйте привнести в гимнастику игровой, сказочный момент. Например, можно дать упражнениям необычные названия, и будет полезно, если это сделают именно дети, основываясь на своём собственном ассоциативном ряде.

Тем самым они выступят соавторами гимнастики, что будет побуждать их интерес к занятиям.

Одни и те же упражнения каждый день надоедают, поэтому время от времени их надо менять.

Чтобы избежать скуки, рекомендуется менять и место проведения занятий – делать упражнения всё время в разных комнатах, не только в стенах дома или детского сада, но и на улице, во время прогулки.

Например, в парке предложите ребёнку посчитать глазами птиц, прохожих, листья на ветке – это короткое упражнение, которое достаточно выполнять три минуты.

Некоторые упражнения можно делать, не выходя из дома, или в очереди к врачу, или в дороге. Предложите ребёнку найти на стене или на потолке сложный узор и, не двигая головой, только глазами «пройти» по линиям этого узора.

После этого упражнения надо отдохнуть минимум 10 минут.

Ещё варианты: дать задание малышу найти глазами какую-то небольшую вещь (например, любимую книгу на книжных полках), попросить посчитать предметы красного цвета или квадратной формы.

Набор упражнений для зрительной гимнастики

1. «Моргай!» Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов.

2. «Вверх-вниз». Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.

3. «Вправо-влево». Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора.

4. «Зажмурься». Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов.

5. «Геометрия». Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора.

6. «Часики». Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.

7. «Спрячься!» Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз.

8. «Глаза велики». Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд.

9. «Диагональ». Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов.

10. «Восьмёрки». Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов.

11. «Фокус-покус». Предложите ребёнку сфокусировать взгляд на предмете вдали на 10–15 секунд. Потом медленно перевести взгляд на предмет, который расположен близко, – на 10–15 секунд. Можно наклеить на оконное стекло небольшой стикер или наклейку и переводить взгляд с этой точки на стекле на деревья за окном. 5 повторов.

12. «В движении». Важно фокусировать взгляд на движущемся предмете, например на кончике указательного пальца, и видеть только его, потом сфокусироваться на объекте вдалеке.

Как правильно выполнять гимнастику

Важно учитывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому будет правильным, если впервые упражнения и порядок их выполнения покажет офтальмолог на профилактическом приёме или специалист дошкольного учреждения.

Не рекомендуется делать больше пяти видов упражнений за один раз, чтобы ребёнок не уставал и качественно выполнял все задания. Упражнения с открытыми глазами чередуют с теми, при которых глаза закрывают. Занятия зрительной гимнастикой проводятся в спокойной обстановке. После выполнения всех упражнений рекомендуется максимально расслабиться – потянуться, позевать, поморгать.

Упражнения на расслабление

«Медвежонок» – покачивание с закрытыми глазами с одной ноги на другую, справа налево.

«Задуваем свечку» – длинный-длинный выдох через сжатые трубочкой губы после короткого вдоха носом.

Детям иногда трудно выполнять круговые движения глазами или смотреть вправо-влево – им нужна зрительная опора: то, на чём можно сфокусировать взгляд. Такой опорой становится указка с маленькой игрушкой на конце или пальчиковые куклы на руке взрослого. Важно, чтобы во время упражнений дети не двигали головой – только глазами.

Кому какую гимнастику делать?

Зрительную гимнастику рекомендуется делать не только профилактически, но и при уже появившихся отклонениях зрения. При миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме, косоглазии рекомендуются отдельные комплексы упражнений, к которым приступают только после консультации офтальмолога. Ребёнка старше 3 лет приводят на осмотр к офтальмологу не реже раза в год.

Офтальмологи подчёркивают, что зрительные гимнастики не только укрепляют зрение и обеспечивают полноценный отдых для глаз. Они укрепляют нервную систему и полезны для работы мозга в целом, поскольку увеличивают скорость и качество переработки зрительной информации, тем самым улучшая умственные способности и развивая творческий потенциал и саму личность ребёнка.

Что поможет сохранить зрение ребёнка

Для достижения должного эффекта гимнастика для глаз должна дополняться правильным режимом дня, щадящим режимом зрительных нагрузок и чередованием их с двигательными нагрузками, сбалансированным рационом питания (включающим в себя бобовые, фрукты, ягоды, продукты, которые содержат витамины А, С, Е, В1, В2, В6, В12). И главное – не забывать, что для глаз более полезно читать и играть на свежем воздухе, нежели смотреть телевизор.

Татьяна Довгилевич

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/gimnastika-dlya-glaz/

Гимнастика для глаз для детей школьного и дошкольного возрастов

Гимнастика для глаз для младших школьников упражнения. Упражнения для глаз

Количество детей с различными расстройствами зрительной функции с каждым годом увеличивается. Переутомление глаз, несбалансированное питание, отсутствие двигательной активности – всё это негативно воздействует на зрение.

Однако предотвратить возникновение проблемы вполне возможно: для этого необходимо регулярно выполнять специальные упражнения.

 Гимнастика для глаз для детей позволит улучшить кровоток в глазных тканях, укрепить глазодвигательные мышцы, избавиться от перенапряжения и надолго сохранить нормальное зрение.

Зачем нужна глазная гимнастика детям

Зрение помогает нам воспринимать предметы – форму, величину, цвет объектов, их расположение в пространстве. Жизнь без полноценного зрения способна лишить ребёнка видеть красоту окружающего мира. Различные зрительные нарушения, например, близорукость, приносят в жизнь малыша множество неудобств.

цель гимнастики для глаз – предупреждение у детей ухудшения чёткой видимости. Глазные тренировки помогут:

  • укрепить мышцы органов зрения, в том числе, век;
  • предотвратить переутомление глаз;
  • улучшить микроциркуляцию крови в тканях;
  • снять напряжение со зрительной системы.

Глазная зарядка оказывает общеукрепляющее воздействие на весь зрительный аппарат и применяется как в качестве профилактики офтальмологических патологий, так и для лечения имеющихся проблем.

Виды зрительной гимнастики для детей

Существует множество методик глазной гимнастики, разработанных детскими врачами-офтальмологами:

  • Известный комплекс тренировок придумал американский окулист У. Бейтс, который считал, что миопия возникает в результате попытки рассмотреть удалённые предметы, а дальнозоркость – близкие. Доктор уверен, что именно глазное напряжение мешает правильному фокусу глаз. Вначале Бейтс предлагает выполнить пальминг (расслабление глазных яблок). Основными упражнениями по Бейтсу являются движение глаз по диагонали, а также очерчивание взглядом прямоугольника, циферблата часов, «рисование» спиралей, змейки, знака бесконечности, витков.
  • Ещё один офтальмолог, профессор В.Ф. Базарный разработал специальный тренажёр, уменьшающий зрительное напряжение. Данный тренажёр представляет собой нарисованные на листе бумаги разноцветные кольца и линии, по которым детки должны водить взглядом.
  • Доктор медицинских наук Э.С.Аветисов создал собственную методику, которая стала хорошим профилактическим средством против зрительных расстройств в детском возрасте, и даже помогла некоторым пациентам восстановить утраченное зрение.

Условно все упражнения для глаз можно подразделить на следующие виды:

  • Глазные тренировки с использованием стихотворных форм. Это могут быть стихи, песенки, потешки, прибаутки.
  • Зарядку можно провести с применением различных материалов, цветных игрушек, шаров, ручек, демонстрационных плакатов, рисунков и т.д.
  • Без каких-либо атрибутов. При этом занятия проводятся по словесному указанию учителя без применения наглядных средств.

Зрительная гимнастика бывает также:

  • профилактическая, целью которой является предупреждение развития офтальмологических патологий;
  • корригирующая. Замедляет прогрессирование различных нарушений зрения.

Кроме того, гимнастика может быть пассивной, включающей только тренировку для глаз, а также активной – сочетаться с другими общеукрепляющими занятиями с задействованием других частей тела – конечностей, спины, головы.

Правила проведения

Проводить глазную гимнастику у детей необходимо с учётом индивидуальных особенностей, состояния их здоровья и возраста. Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Упражнения должны проводиться регулярно, несколько раз на протяжении дня. В раннем дошкольном возрасте время одного занятия должно составлять 2-3 минуты, в старшем дошкольном и школьном – 4-5 минут.
  • Перед основной гимнастикой необходимо сделать небольшую разминку. Нагрузку на глазную систему следует повышать постепенно, увеличивая сложность упражнений. Комплекс подбирается с учётом возраста детишек. Начинать стоит с простых движений – зажмуривания, моргания, выпячивания, движения глаз по кругу, вверх-вниз, вправо-влево, постепенно усложняя задание во всевозможных сочетаниях.
  • Тренировку допускается проводить когда угодно – во время учёбы, в начале, середине, конце урока, на перемене или прогулке.
  • Глазная гимнастика для совсем маленьких проводится в игровой форме, с применением стишков, песен, потешек и т.д.

Перед началом тренировки необходимо принять расслабленное положение, выпрямить шею и спину, голова должна быть неподвижной.

Предметы, выбранные для тренировки, следует показывать медленно. Рисунок должен быть ярким и крупным, и располагаться чуть выше головы детей, а также соответствовать тематике урока. К примеру, при изучении насекомых ориентиром может служить фигурка разноцветной бабочки.

Детки, имеющие плохое зрение, должны сидеть или стоять рядом с педагогом, другие располагаются чуть дальше.

Систематически выполняя глазную гимнастику с детьми, можно превратить её в интересную ежедневную игру, ведь игра в детском возрасте – ведущая деятельность, способствующая их воспитанию и всестороннему развитию.

Комплекс гимнастики для глаз для детей

В современном мире очень трудно избежать вредного влияния окружающей среды на органы зрения, ведь дети уже с раннего детства приучаются ежедневно смотреть телевизор или играть на планшете. Именно поэтому тренировку необходимо начинать как можно раньше, уделяя простым упражнениям по несколько минут в день.

Зарядка для улучшения зрения, выполняемая ребёнком систематически, со временем станет привычкой. Это приведёт к тому, что в будущем он будет выполнять её самостоятельно.

Для малышей 2-3 лет

Зарядку с малютками 2-3 лет следует проводить эмоционально, включая игровые моменты.

Тренировка начинается с простых движений. Сложность упражнений должна увеличиваться постепенно и не провоцировать у малыша неприятных или болезненных ощущений. После того как он освоит простые задания, вводятся более сложные:

  • Вначале взрослому рекомендуется самостоятельно помассажировать, размять и погладить глазки сына или дочери, сопровождая свои движения забавными стишками.
  • В возрасте 2-3 года кроха уже в состоянии повторить действия взрослого. Малыша усаживают рядом с собой и просят повторить быстрое движение взглядом влево-вправо, вверх-вниз, а также похлопать себя по векам пальцами. Ещё одно несложное упражнение – частое моргание, а также ведение взгляда по кругу. Такая разминка может проводиться несколько раз в день.
  • Для длительного занятия потребуется предварительно подготовить разноцветные фигуры (прямоугольник, овал, круг, треугольник) разных цветов и размеров. Фигуры следует показывать поочерёдно. Взрослому необходимо водить пальцем по углам фигурки или по кругу, предложив малышу проследить за движением. Тренировку следует сопровождать весёлыми стишками или песнями, которые обязательно понравятся юному ученику.

Если ребёнок потерял интерес, не стоит его принуждать. В этом случае рекомендуется сменить вид упражнения, добавить в игру разнообразия или отложить занятие на другое время.

Малышам 3-4 лет

Проводить зарядку с 3-4-летними детишками следует, также начиная с простой разминки: движений глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, после чего вводить более сложные упражнения:

  • Ребёнку предлагается зажмуриться, досчитать до 5, после чего широко открыть веки.
  • Руку вытянуть вперёд, сосредоточив взгляд на указательном пальце, медленно приблизить её к лицу, не отрывая взгляда, дотронуться до носа, после чего не спеша отдалить руку.
  • Ещё одна увлекательная игра – превращение в животных: малыши должны пофантазировать и изобразить котика, филина и т.п. В процесс необходимо включить органы зрения: глядеть по сторонам, щуриться, вращать глазными яблоками, выпячивать глаза.
  • Детишкам 4 лет можно предложить мысленно нарисовать глазками простую геометрическую фигуру, например, квадрат или кружок.
  • Рисование носом. Ученики пробуют нарисовать фигурку, картинку или игрушку в воздухе, обводя её носом.

Для детей 5-7 лет

Для детей дошкольного возраста рекомендовано выполнять следующие упражнения:

  • «Далеко-близко». Малыш встаёт возле окна, поочерёдно рассматривая близко расположенный предмет, после чего переводит взгляд на объект, находящийся вдали. Занятие повторяют 7 раз.
  • Дошкольнику предлагается мысленно представить цифру 8 и нарисовать её взглядом. При затруднении используется рисунок цифры. Восьмёрку можно положить на бок, в виде знака бесконечности. Повторить 7 раз.
  • «Крестики-нолики». Взгляд помещают в левый верхний угол помещения, после чего переводят на правый нижний. Затем с правого верхнего смотрят на левый нижний, после этого совершают движение глазными яблоками по кругу. Данный комплекс выполняют несколько раз.
  • Движение по циферблату. Детки останавливают взгляд на каждой цифре настенных часов по 1-2 секунде. Повторить против часовой стрелки.
  • Отдохнуть глазам поможет прикрытие век на 15 секунд. Открыв глазки, быстро поморгать, досчитав до 5. После двухсекундного перерыва повторяют ещё несколько раз.

Заинтересовать гимнастикой деток старшего дошкольного и школьного возраста можно, рассказав о строении органов зрения человека, необходимости правильного ухода за глазами, а также с помощью бесед на тему: почему вредно долго смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.

Какую гимнастику для зрения делать в школе и саду

Посещение общеобразовательных учреждений, будь то детский сад или начальная школа, приводит к длительным нагрузкам на зрительную систему. Чаще всего это происходит на уроках, требующих постоянного напряжения и сосредоточения на мелких деталях – во время урока ИЗО, лепки, конструирования. При этом нагрузка на органы зрения увеличивается, когда ребёнок начинает ходить в школу.

Занятия для глаз у дошколят в детском саду проводят на прогулке, во время развивающих занятий; у младших школьников – в свободное от уроков время, к примеру, на перемене, сочетая её с подвижными играми. Так она не станет для них утомительной.

  • Укрепить мышцы и расслабить зрительный аппарат можно с помощью упражнения «Жмурки». Для этого ученикам предлагается сильно зажмуриться на 3-4 секунды.
  • Улучшить кровообращение поможет частое моргание в течение 1 минуты, без напряжения мышц век.
  • Детки с удовольствием играют в игру «Светофор», поочередно закрывая сначала один, затем другой глаз, изображая мигание светофора.
  • Снять перенапряжение можно игрой «Маятник». Взгляд не торопясь переводят слева направо и обратно. Также смотрят вверх-вниз (пол и потолок). Голова должна оставаться неподвижной. Упражнение повторяют несколько раз.
  • Увлекательной для учеников станет игра «Гляделки». Детишки садятся напротив друг друга и смотрят в глаза. Первый, кто моргнёт, должен закрыть глазки, изобразив спящего.

Зрение человека – одна из важнейших способностей, потеряв которую трудно вернуть. Именно поэтому зрительный аппарат следует оберегать с раннего возраста, применяя несложную гимнастику для глаз.

Источник: https://oculistic.ru/protsedury/uprazhneniya-dlya-zreniya/gimnastika-i-uprazhneniya-dlya-glaz-dlya-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.