Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Как подчеркивается деепричастный оборот: чем является в предложении, как выделяется

Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Каждый грамотный человек должен знать, как подчеркивается деепричастный оборот, что он означает.

Необходимо научиться находить его в предложении, поскольку от этого зависит правильное определение синтаксической роли слов, а значит, и расстановка знаков препинания.

Начать изучение такой конструкции лучше всего с самых азов — с определения как самого деепричастия, так и его сочетания с зависимыми словами.

Общие понятия

Деепричастием в русском языке называют особую форму глагола, которая обозначает дополнительное (вторичное) действие, выполняемое вместе с основным.

У деепричастия имеются признаки глагола (возвратность, переходность), а также наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства в предложении).

Вопросы, часто задаваемые к деепричастиям: «Что делая?», «Что сделав?», «Как?».

: неопределённо личные предложения, примеры.

В русском языке эта часть речи появилась в связи с тем, что причастие в одном из падежей стало употребляться в краткой форме.

В древнерусском языке когда-то многочисленные виды причастий перестали склонять и они превратились в самостоятельную часть речи — деепричастие, которое имело временные признаки глагола.

В настоящий момент такие слова заканчиваются на «— вшись», а возникли они от возвратной формы глаголов.

Деепричастный оборот состоит из словарной связки: деепричастия и зависимых слов. Место второго элемента может занимать произвольная часть речи, играющая второстепенную роль.

Пример: Рядом сел на ветку воробей, но, увидев кошку, сразу улетел. Из этого предложения можно увидеть добавочное действие в отношении основного действия сказуемого: воробей сел, увидел кошку и улетел.

Воробей улетел почему? Увидев кошку.

Связка деепричастия и зависимого слова «увидев кошку» разъясняет сказуемое, которое выражается глаголом. Она означает причину его действия, вызванную обстоятельством. То есть, конструкция деепричастия служит в предложении второстепенным членом с синтаксической функцией обстоятельства причины действия. Она не раскладывается при этом на составные части: деепричастие и зависимое слово.

Вопросы к ней аналогичны вопросам деепричастия. А также по отношению к такому обороту уместно задать вопросы: «Почему?», «Когда?», «Каким образом?», «С какой целью?»

Как употреблять оборот

В предложении действия основное и дополнительное, выраженное через конструкцию с деепричастием, имеют отношение к одним и тем же лицам, предметам, явлениям. Неправильное употребление: Возвратившись домой, у нее началась депрессия. Правильно употребить: Возвратившись домой, она погрустнела.

Его можно употреблять в безличном предложении с инфинитивом. Пример: Даже устроившись у камина, она не могла согреться. Ошибочное употребление: Даже устроившись у камина, ей было холодно.

Такая конструкция может обозначаться, как часть определенно-личного однословного предложения. Пример: Приехав в столицу, обязательно посетим Кремль. Имеется в виду: Мы приедем, мы посетим.

В неопределенно-личном предложении деепричастие нужно относить к тому лицу, которое подразумевается. В противном случае произойдет ошибка: Закончив обучение, студентов направили на практику. Правильный вариант: Закончив обучение, студенты отправились на практику.

: как то так — как пишется по правилам написания?

Дееприч. оборот неуместен, если отсутствует в предложении глагол, который он дополняет. Нельзя говорить: «Она умница, отвечая урок, поэтому получила высокую оценку». Правильное применение оборота: «Она сосредоточилась, отвечая урок, поэтому получила отличную оценку».

В ряде случаев такую конструкцию употреблять нельзя:

  • Когда действие, выражаемое оборотом, не относится к лицу, связанному с главным сказуемым в предложении. Пример неправильного употребления: Спрыгнув с подножки троллейбуса, у нее слетела шляпка. Это ошибка, поскольку шляпка не прыгает с троллейбуса.
  • Когда субъекты сказуемого и деепричастия различны. Ошибка: Задача решена правильно, усвоив материал урока.
  • Если безличное предложение содержит сказуемое вместе с существительным или местоимением, но в нем отсутствует инфинитив, к которому бы мог относиться оборот с деепричастием. Ошибка: Возвратившись домой, мне захотелось прилечь. В этом случае лишнее дополнение «мне».

Обратите внимание: примеры причастного оборота в предложениях.

Расположение и обособление конструкции

Его обособление является способом уточнения, выделения определенной связки слов при написании. Обособляются только второстепенные члены предложения, чтобы лучше осознать описываемые действия. В тексте дееприч.

оборот может стоять до сказуемого или после него. И стоит обратить внимание на то, как выделить деепричастный оборот в предложении.

В любом месте расположения он обособляется запятыми с одной или двух сторон.

Пример: «Миша, открыв коробку с соком, налил его в стакан». В этом случае деепричастная конструкция — открыв коробку с соком — стоит до сказуемого и обособляется с обеих сторон запятыми. Когда оборот в начале предложения, запятая ставится после него, в конце — перед ним. Иногда подобные сочетания слов располагаются после подчинительного, сочинительного союза или союзного слова.

: слова с приставкой без-, правила и примеры написания.

Они также в этом случае выделяются запятой. Союзы, союзные слова в обороты не включаются. Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужи, побежала к дому.

Саму деепричастную конструкцию при этом можно поместить в другую часть предложения без потери его смысла. К примеру: «Судьба часто так жестока к человеку, что, не умея тосковать, нельзя испытать любовь».

В этом тексте слова можно поменять: «Судьба часто так жестока к человеку, что нельзя испытать любовь, не умея тосковать». Порядок слов изменился, а смысл остался тем же.

Иногда выражения с деепричастиями не отделяют запятыми. Это происходит, когда некоторые из них близко соединены со сказуемым, образуя с ним одно целое.

Так, не обособляются обороты, когда они входят в состав фразеологизмов: «Он работал не покладая рук». Подобные словосочетания не выражают не добавочное действие, а признак действия. Их можно заменить другими словами, чаще наречиями.

В приведенном примере вместо «не покладая рук» можно использовать слово «усердно».

Когда в предложении содержится два оборота с деепричастием, которые объединяет союз «и», запятая в этом случае между ними не ставится, как и при перечислении однородных членов предложения. Пример: Кошка, сладко потягиваясь и громко урча, улеглась на диване.

Когда деепричастные конструкции относятся к различным сказуемым, каждая из них обособляется запятыми. Пример: Открыв ногой калитку, мальчик выскочил на дорогу и, не видя никого перед собой, понесся дальше.

Многие не знают, как отмечается деепричастный оборот, что бывают исключения, и при письме допускают ошибки. Часто такое случается, если в предложении он стоит после противительного союза «а». В этой ситуации нельзя переставить выражение с деепричастием на другое место, так как структура предложения нарушится полностью.

Когда зависимое слово с деепричастием находится между предложениями, противостоящими одно другому и разделенными противительным союзом «а», ее выделяют запятыми с обеих сторон. Пример: «Старое не пропадает совсем, а, приспосабливаясь к новым условиям, продолжает существовать в современной жизни».

Когда деепричастие в предложении выступает вместо глагола сложным предлогом, оборот не выделяют запятыми. В таких случаях часто встречается употребление слов: смотря, начиная, на основании, в соответствии, с такого-то времени.

К примеру: «Я буду на рабочем месте начиная с восьми часов утра», «Решили действовать смотря по обстановке». В этих предложениях можно легко удалить слова «смотря», «начиная». Смысл высказывания останется прежним.

Когда же из предложения слово нельзя убрать, поскольку оно является уточняющим к действию, оборот обособляют.

Деепричастный оборот: определение, примеры употребления.

Роль в предложении

Если задаться вопросом, чем является деепричастный оборот в предложении, то с уверенностью следует говорить, что он выполняет функцию обстоятельства и обособляется с двух сторон. В отличие от него одиночные деепричастия, близкие к наречиям, обозначают образ действия. Они тоже в предложении играют роль обстоятельства, но при этом не обособляются.

Подчеркивание оборота

Если проводить синтаксический разбор предложения, то относительно того, как подчеркивается деепричастный оборот, можно сказать, что при графическом изображении его необходимо подчеркнуть пунктирной линией, состоящей из чередующихся штрихов и точек (_._,_). Такой линией подчеркиваются все слова, входящие в оборот.

Примеры деепричастий с зависимыми словами

При употреблении подобных сочетаний слов всегда нужно помнить, что их всегда следует обособлять, в каком бы месте по отношению к глаголу (сказуемому) они не стояли.

Примеры:

  • Поэт декламировал свои стихи, постепенно овладевая вниманием своей аудитории.
  • Не отрывая глаз, она смотрела на восход солнца.
  • Мальчик, делая уроки, смотрел в окно.
  • Девочка шла по лесной тропинке, восторгаясь окружающей красотой.
  • Они замолчали, переглянувшись друг с другом, и больше не заговаривали об этом.

Чтобы не забывать правила русского языка, нужно периодически обновлять свои знания, в том числе и в отношении деепричастных конструкций; знать, как подчеркивать деепричастный оборот, правильно находить, применять и обособлять его.

Эта конструкция чаще встречается в письменной речи при написании научных трудов, деловых писем, литературных произведений. В устной речи такие обороты не используются, поскольку они неуместны и неудобны.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-podcherkivaetsya-i-vydelyaetsya-deeprichastnyj-oborot.html

Конспект

Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Ключевые слова: деепричастия, деепричастный оборот, правильное использование оборотов, роль и обособление деепричастных оборотов в предложении, ошибки в использовании оборотов. Раздел ОГЭ: 4.1. Самостоятельные части (…, деепричастие).

☑ Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами

Это самое короткое определение. Альтернативные варианты определений в русском языке:

☑ Это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов.

☑ Дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным.

☑ Самостоятельная часть речи или особая форма глагола (спорно) в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии (источник: Википедия).

Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Пример предложения:
Густой туман, нахлынув из ущелий, залил всё вокруг. (залил ==>что сделав? ==> нахлынув из ущелий)
Нахлынув из ущелий, густой туман залил всё вокруг. (залил ==>что сделав? ==> нахлынув из ущелий)

Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому).

Роль деепричастного оборота в предложении

В предложении деепричастие является обстоятельством, которое практически всегда обособляется (как одиночное деепричастие, так и сам оборот). Например:

Испугавшись, мальчик вскрикнул. (вскрикнул ==>когда? ==> испугавшись)
Лихо подмигивая, Вася закрыл дверь. (закрыл ==>каким образом? ==> лихо подмигивая)

Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.

Обособление деепричастного оборота в предложении

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения.

Например: Синея, блещут небеса. Долго ещё мы шли по лугу, наслаждаясь благодатным зеленым раздольем. 

При однородных деепричастиях (оборотах) соблюдаются правила пунктуации для однородных членов предложения.  Посмеиваясь и лихо подмигивая, Коля закрыл окно.  Он молчал, злясь, но труся.

Деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми, если эти союзы не относятся к самому обороту. Мы долго трудились и, закончив с делами, решили отдохнуть. 

Иногда союз (обычно а) относится к деепричастию, деепричастному обороту. В этом случае оборот от этого союза запятой не отделяется. На людях она крепилась, а войдя к себе, зарыдала.

  1. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм (приобретает признак действия, как наречие). Например: Они работают спустя рукава. (Но: засучив рукава, он мыл руки в тазу).
  2. Соединенные союзом и со сказуемым. Она презирала его и принимая его ухаживания.
  3. Соединенные союзом и с необособленным обстоятельством. Он стоял неподвижно и глядя куда-то вдаль.
  4. Обороты (или деепричастия), несущие основную смысловую нагрузку (без них сказуемое неполно выражает смысл: важно не что делается, а как) и стоящие обычно после сказуемого. «Наречность» таких деепричастий, со значением качества действия, очевидна в группе однородных членов — наречий(н.) и деепричастий(д.). Она и ходит танцуя. Он отвечал мне не смущаясь(д.) и откровенно(н.).
  5. Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова который в составе определительного придаточного предложения, от этого предложения запятой не отделяется. Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невесёлое прошлое.

Нужно запомнить! Деепричастие может относиться только к глаголу-сказуемому.

Поэтому действия, выраженные глаголом и деепричастием, должны обозначать действия одного и того же лица (предмета), выраженного подлежащим. Например, нельзя сказать: Ребенок с радостью гладил собаку, виляя хвостом.

Деепричастный оборот здесь необходимо заменить придаточным предложением: Ребёнок с радостью гладил собаку, которая виляла хвостом.

Возможно употребление деепричастного оборота в предложениях, где подлежащего нет, но оно подразумевается: Листая семейный альбом, погружаешься в прошлое (ты погружаешься).

В безличных предложениях деепричастные обороты можно употребить только при неопределённой форме глагола (обычно со словами надо, нужно, можно): Гуляя по лесу, нужно соблюдать осторожность.

Надо отличать от деепричастий образованные от них:

а) наречия: стоя, сидя, лёжа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись… (одинаковые по виду деепричастия сохраняют значение добавочного действия — благодаря образованию деепричастного оборота, связанности с другими деепричастиями);
Целый час он ехал стоя. Я справлюсь с этим шутя (= легко). Стоя на вершине, он смотрел вниз. Всю дорогу, шутя и болтая, он не закрывал рта.

б) предлоги: начиная с, исходя из; «деепричастную» часть их можно опустить.
Дождь льет начиная с утра (= льет с утра).

Ошибки в использовании деепричастного оборота.

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» — этот знаменитый чеховский каламбур демонстрирует важную особенность деепричастного (и причастного): оборота: деепричастие выражает действие того же подлежащего, что и глагол-сказуемое, и притом действие активное.

Поэтому неверно: Читая пьесу, особое впечатление произвел на меня Петя Трофимов. (Надо: при чтении пьесы, а лучше вообще опустить деепричастный оборот);

Убедившись, что изменить существующий порядок он не в силах, Печорину стало скучно. (Надо: Печорин заскучал).

Одной из главных проблем, выдвигаемых в романе, — это становление личности Петра. Здесь нет согласования сказуемого с подлежащим. Надо: Одной из проблем… является или одна из проблем… — становление.

Каждый из некрасовских персонажей понимают (надо: каждый, понимает).

Такие вдохновенные строки посвятил Пушкин женам декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь (кто за кем последовал? Надо: женам каким? последовавшим).

Конспект урока «Деепричастный. оборот«. Следующая тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82/

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:


Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
1 схема2 схема3 схема
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.

), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».

На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.


2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.


В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:


В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:


Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложениеПредложение, отредактированное школьником по схеме
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.
Книга, которую прочитал школьник, … . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.
Тучи, которые гонит ветер, … . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.
Старые письма, которые хранит бабушка, … . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.
Земля, которая освещается солнцем, … . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,


Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:


При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oboroty-uchimsya-razlichat/

Примеры деепричастного оборота

Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие образуется от глагола и обозначает добавочное действие.

В предложении с деепричастным оборотом всегда есть глагол в роли сказуемого, который называет основное действие. Действия, названные глаголом и деепричастием, совершаются одним и тем же лицом.

Это лицо в предложении выражено существительным или местоимением и является подлежащим. В предложении деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, играет роль обстоятельства.

Обособление деепричастий

Обособление деепричастий Примеры
Предложения, осложнённые деепричастным оборотом.
  • Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья.
  • Артисты, поклонившись зрителям, не спешили уходить со сцены.
  • Котёнок забился под кровать, испугавшись Шарика.
С двух сторон деепричастный оборот выделяется и в том случае, если следует после союза или союзного слова.
  • Автомобиль начал было разгоняться, но, взвизгнув шинами, резко остановился.
  • Дети понимали, что, сбежав с урока, подведут Марию Ивановну.
Деепричастный оборот употребляется в обобщённо-личных предложениях и безличных (с инфинитивом) предложениях.
  • Замешивая тесто, используют тёплые продукты.
  • Решая задачу, нужно внимательно читать условия.
  • Услышав сигнал пожарной тревоги, нельзя поддаваться панике.
Деепричастный оборот может иметь внутри себя запятые. Сложные деепричастные обороты
  • Дети, разбросав книжки, игрушки и одежду, убежали.
  • Подарив имениннице цветы, конфеты и украшения, гости пошли танцевать

Случаи, когда деепричастный оборот не обособляется

В трёх частных случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми.
Не обособленный одиночный деепричастный оборот, примеры:

1. Является фразеологизмом
  • Ваня бежал от собаки сломя голову.
  • Во время субботника школьники трудились не покладая рук;
2. Связан союзом И с однородным необособленным обстоятельством, обычно выраженным наречием.
  • Молодёжь на лавочке смеялась громко и никого не стесняясь.
  • Ловко и стараясь не причинить боли медсестра сняла повязку.
3. Перед ним стоит усилительная частица И.
  • Миша поступил в университет и не используя знакомства с деканом.

Несколько деепричастных оборотов в простом предложении

В простом предложении может быть несколько деепричастных оборотов. Они могут относиться с одному сказуемому и быть между собой однородными. Постановка знаков препинания между ними подчиняются правилам пунктуационного оформления однородных членов.

Предложения с однородными деепричастными оборотами, примеры:

  • Ласточки, кружась над берегом, рассекая воздух острыми крыльями, то и дело ныряли в песчаные норки.
  • Задержавшись на работе и опоздав на электричку, Пётр Иванович был вынужден заночевать в кабинете.
  • Налив чай, но не предложив его гостю, Маша ждала объяснений.

Деепричастные обороты в простом предложении являются неоднородными, если относятся к разным сказуемым. Пример:

  • Ветер дул со страшной силой, срывая крыши с домов, завывал в трубах, вселяя ужас в жителей деревни.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Построение предложения с деепричастным оборотом часто вызывает затруднения. Необходимо помнить о распространённых ошибках и уметь их избегать. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов, примеры:

  1. Действие, названное деепричастием, выполняется не подлежащим.
    • Читая книгу, из неё выпала закладка. Использовать сложное предложение или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Когда Миша читал книгу, из неё выпала закладка. Или: Читая книгу, Миша выронил из неё закладку.
    • Сорвав цветы, они сильно пахли. Использовать причастный оборот или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Сорванные цветы сильно пахли. Сорвав цветы, я почувствовал сильный аромат.
  2. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.
    • Увидев подарки, Кате стало весело. Использовать сложное предложение или сделать предложение личным. Правильно: Кате стало весело, когда она увидела подарки. Или: Увидев подарки, Катя обрадовалась.
    • Бабушке стало лучше, выпив лекарство. Правильно: Бабушке стало лучше, когда она выпила лекарство. Или: Бабушка почувствовала себя лучше, выпив лекарство.
  3. Деепричастный оборот в сочетании с глаголом в форме будущего времени.
    • Подготовив концерт, ансамбль поедет на гастроли. Использовать сложное предложение. Правильно: Ансамбль поедет на гастроли, когда подготовит концерт.
  4. Употребление с причастным оборотом или глаголом в качестве однородного члена.
    • Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источая лёгкий аромат, привлекали пчёл. Использовать 2 причастных или 2 деепричастных оборота (если возможно). Правильно: Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источающие лёгкий аромат, привлекали пчёл.
    • Майский жук грузно опустился на ветку и сложив жёсткие крылья. Использовать 2 глагола или убрать союз И. Правильно: Майский жук грузно опустился на ветку и сложил жёсткие крылья. Или: Майский жук грузно опустился на ветку, сложив жёсткие крылья.

Смотри также: Примеры причастного оборота

Источник: https://bingoschool.ru/blog/218/

Обособление деепричастного оборота: всегда ли нужны запятые?

Деепричастный оборот пунктуация. Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот

Словосочетание «деепричастный оборот» часто ассоциируется с обязательным обособлением. Однако обособление деепричастного оборота на письме требуется не всегда.

Уместность запятой после деепричастного оборота (и перед ним) зависит от того, в какой мере деепричастие сохранило глагольные свойства, есть ли при нём союзные слова или однородные необособленные наречия, а также от того, насколько «застывшим» является сочетание слов в обороте.

Что такое деепричастный оборот?

Основная функция деепричастия — обозначать дополнительный признак подлежащего, выраженный через процесс.

Эта часть речи не склоняется, в предложении выступает обстоятельством и всегда примыкает к сказуемому (определяемому слову). Часто у деепричастия есть поясняющие его слова (зависимые от него) —  такой речевой оборот называется деепричастным.

Как найти деепричастный оборот в предложении?

Найти обособленное обстоятельство можно, задав от сказуемого вопросы, на которые отвечает деепричастие. Их всего два:

  • «что делая»;
  • «что сделав».

Ребёнок, (что сделав?) забыв о разбитой коленке, весело смеялся, (что делая?) играя с кошкой.

Оба деепричастия в примере относятся к подлежащему «ребёнок» и примыкают к сказуемому «смеялся».

Форма совершенного вида (первое деепричастие) означает, что что-то произошло перед чем-то: ребёнок сначала забыл (о разбитой коленке), а потом стал смеяться. Форма несовершенного вида (второе деепричастие), наоборот, указывает на одновременность действий: ребёнок смеялся и играл.

Важно! Довольно часто деепричастный оборот и сказуемое начинают относить к разным субъектам действия, что является стилистической ошибкой.

Гуляя в лёгкой обуви, у меня замёрзли ноги.

Субъект действия для «гуляя» — «меня», для «замёрзли» — «ноги», однако грамматически субъект для «гуляя» — «ноги», что звучит комично (обычно ноги не гуляют сами по себе).

Правило: субъект действия у сказуемого и примыкающего к нему деепричастия всегда одинаковый.

Чтобы не спутать одно с другим, можно проверить, от какого члена предложения к этому слову задаётся вопрос (от сказуемого или подлежащего).

Если вопрос задаётся от подлежащего, это причастный оборот.

Воробей (что сделавший?), подлетевший к лавочке, стал клевать крошки.

Если вопрос можно задать только от сказуемого — оборот деепричастный.

Воробей (что сделав?), подлетев к лавочке, стал клевать крошки.

Стал клевать (что сделав?) подлетев к лавочке.

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми

Если слово в полной мере сохранило глагольные свойства, обособление деепричастного оборота необходимо. Отсутствие запятых в этом случае — ошибка.

Обособляется деепричастный оборот запятыми с обеих сторон.

Устав от беготни, присела отдохнуть.

Чья-то собака, забыв об осторожности, перебегала дорогу на красный свет.

Когда деепричастный оборот не обособляется запятыми

Ниже приведены случаи, в которых деепричастный оборот не выделяется запятыми и не обособляется интонационно.

Деепричастия, объединившиеся со сказуемым по смыслу

Когда деепричастный оборот объединяется со сказуемым, выражая комплексное действие, выделение не производится.

Она (что сделала?) не задумываясь села на окрашенную скамейку.

Здесь нельзя отделить деепричастие «не задумываясь» от сказуемого «села», так как это одно действие.

Деепричастие, утратившее глагольное значение

В предложениях с деепричастием, ставшим предлогом выделение не нужно. Например:

  • «начиная с»;
  • «исходя из»;
  • «смотря по»;
  • и т.д.

В банке я работала начиная с 2013.

Важно! Когда эти слова не являются предлогами, обособлять их всё же нужно. Важно уметь видеть разницу.

1 Конструкция со словом «начиная» отделяется запятыми, если:

а) является уточняющей;

В США, начиная с войны севера и юга, появилось противопоставление двух литератур.

б) не имеет временного значения.

Её стиль, начиная с модной стрижки и заканчивая смартфоном, был безупречным.

2 Обособление необходимо, если есть акцент на действии.

Словари составляются исходя из тысяч печатных источников.

Но:

Я сделала выводы, исходя из той информации, что вы мне дали.

3 Если оборот что-то уточняет либо присоединяет к общему смыслу.

Действуйте смотря по обстановке.

Но: 

Соседка общалась с нею по-разному, смотря по настроению, которое менялось у неё ежечасно.

Деепричастие со значением наречия

Некоторые деепричастия на -а/-я в предложении несут функции наречия и отвечают на вопрос «как?». Обособление здесь не нужно.

Читала (как?) стоя.

Писал (как?) сидя.

Ели (как?) не спеша.

Деепричастный оборот в составе фразеологического выражения

Устойчивые словосочетания с деепричастием (их список довольно мал) на письме не обособляются.

Делала всё спустя рукава.

Вопил не помня себя от страха.

Деепричастный оборот, примыкающий к причастному обороту либо одиночному причастию

Когда причастие и деепричастие относятся к одному действию, обособление внутри конструкции не требуется.

Кошка, мурлыча щурившаяся на огонь, всем своим видом выражала безмятежность.

Слово «который» в составе деепричастного оборота

Когда в придаточном предложении рядом с деепричастием стоит зависимое слово «который», запятая не нужна.

Придётся вникать в азы ремесла, не разобравшись с которыми нельзя двигаться дальше.

Деепричастный оборот в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством или после наречия обстоятельства с союзом «и» между ними

Если деепричастный оборот становится в предложении однородным необособленному обстоятельству или наречию обстоятельства, соединёнными с оборотом союзом «и», обособление не нужно.

Она отвечала просто, уверенно и не задумываясь над вопросом более секунды.

В мою комнату отец входил обычно на цыпочках и покряхтывая от усилия казаться тихим.

Два деепричастных оборота с союзом «и» между ними

Если в предложении есть два деепричастных оборота, а между ними — «и», т.е. сочинительный союз, постановка запятой внутри конструкции зависит от того, к одному сказуемому относятся обороты или к разным.

Маленькая девочка лет шести, только вбежав с улицы и сильно запыхавшись, с порога затараторила что-то про щенка.

Здесь к сказуемому «затараторила» относятся оба деепричастия: (что сделав?) «вбежав» и (что сделав?) «запыхавшись» — запятая перед союзом «и» не ставится.

Если каждое деепричастие примыкает к своему отдельному сказуемому, запятая ставится между оборотами, а также перед союзом «и».

Маленькие девочки вбежали домой, неся на руках чёрного щенка, и, перебивая сестрёнку, Таня начала рассказывать, как всё было.

Первое деепричастие относится к сказуемому «вбежали» (что делая?) «неся на руках чёрного щенка», второе — к сказуемому «начала рассказывать» (что делая?) «перебивая сестрёнку».

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/deeprichastnyj-oborot-zapyatye-stavyatsya-ili-net

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.