Что такое сонорный звук в фонетическом разборе. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке

Что такое сонорный звук?

Что такое сонорный звук в фонетическом разборе. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке

Максим Поташев

Краткое содержание статьи:

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные – в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные – ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные – образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные;
  • Глоттальные – происходит смыкание ых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты – занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные – шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные – образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р» – дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л» – образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М» – звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н» – произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й» – возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо–горло–нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении – дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия, то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное – начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

: как звучат сонорные звуки

Далее логопед Ирина Потапова расскажет о сонорных звуках, как они звучат и где применяются:

Источник: https://1-kak.ru/479-chto-takoe-sonornyj-zvuk.html

Сонорные звуки – виды, характеристики и особенности произношения

Что такое сонорный звук в фонетическом разборе. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке

Основное определение может натолкнуть на мысль о том, что сонорные звуки в русском языке являются самыми простыми для произношения, так как это не требует приложения особых усилий.

На самом же деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы понять, в чем заключается особенность сонорных звуков, необходимо углубиться в это понятие, изучив его классификацию, роль в фонетике и в языке в целом.

Значение в русском языке

Все сонорные звуки выше фрикативных, имея свойство образовывать вершину слога в языковых формах, чувствительны к их звучности. В то же время звуки, которые произносятся с особым нажимом, ограничивают воздушный поток, провоцируя тем самым волновую турбулентность, или же являются свистящими, не относятся к сонорным. В русском языке сонорными считаются следующие звуки:

  • «Р» — несмотря на то что этот звук является дрожащим, он образуется в результате касания языка области альвеол (прикорневой области зубов), находясь выше фрикативных, а значит относясь к сонорным.
  • «Л» — произношение этого звука предполагает пропускание воздушного потока через кончик языка непосредственно во время касания альвеол.
  • «М» — этот звонкий звук относится к носовым, так как при его произношении воздух пропускается через нос при параллельном смыкании верхней и нижней губы и создании турбулентности легкими.
  • «Н» — образуется звук при касании кончика языка с верхними резцами.
  • «Й» — произношение обеспечивается восхождением и смыканием задней части языка с небом, причем без образования турбулентного потока.

Примечательно, что сонорными будут считаться и все смягченные варианты этих звуков.

Контрастными (противоположными) по отношению к этим звукам будут считаться те, которые неизменно вызывают турбулентность в ом тракте при произношении.

Кроме того, стоит выделить определенную размытость между аппроксимантами и звонкими фрикативными звуками, образующимися в области задней гортанной стенки, из-за которой их очень легко перепутать с сонорными.

Иногда согласные фарингального типа выступают в качестве полугласных, которые соответствуют звуку «а», или же полностью меняют свою тональность, в итоге становясь твердыми, образуя фрикативные согласные или другой тип звучания.

Еще одна отличительная черта сонорного звучания заключается в том, что они далеко не всегда имеют глухую пару. И в качестве наглядного примера можно привести звук «л», который может быть только звонким.

А вот в некоторых других языках, типа тибетского или бирманского, наоборот, он является парным, требуя других действий во время глухого произношения.

Фонетический разбор и логопедия

Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.

Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.

Звуковые характеристики

Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:

  • Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
  • Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.

Особенности разбора

Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:

  • На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
  • Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
  • Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
  • Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
  • Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
  • После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.

По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.

Возможные проблемы и их устранение

В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.

Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:

  • Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
  • Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
  • Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
  • Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
  • Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
  • Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.

Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии.

К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить.

Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.

Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/sonorny%D0%B5-zvuki.html

Сонорные звуки: определение и примеры

Что такое сонорный звук в фонетическом разборе. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке

В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные. Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме.

Сонорные звуки в русском языке

Тренировка произношения сонорных звуков по книге

Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.

К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.

«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).

«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.

«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.

«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.

А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».



Характеристика сонорных звуков

В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.

отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.

Акустическая характеристика

Акустическая характеристика звуков

Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум).

А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты.

В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.

Ротовые и носовые сонорные звуки

Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева.

Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки.

К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.

Причины проблем с произношением:

  • Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
  • Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
  • Двуязычное воспитание.

    Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.

  • Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
  • Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.

Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.