Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Безличные предложения. Примеры

Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Это подразумевает отсутствие реального подлежащего в предложении, более того — невозможность его подстановки без грамматической трансформации сказуемого:

Конечно, как и любому актеру, мне хотелось бы играть больше (интервью актера А. Голобородько). 

Если «вернуть» подлежащее я в данную фразу, то потребуется изменить и форму сказуемого — хотел бы играть.Дополнение в дательном падеже в назывных предложениях называет лицо (предмет), которое является носителем данного состояния, но не создает его.

Семантика безличных предложений:

  • Состояние или изменение состояния природы и окружающей среды;
  • Действие стихийной силы;
  • Состояние человека (физическое, психологическое, эмоциональное);
  • Действие, происходящее помимо воли субъекта;
  • Чувственное восприятие, ощущение;
  • Отсутствие, недостаток или отрицание чего-либо;
  • Модальные значения, выражающие возможность/невозможность, желательность/нежелательность, необходимость, целесообразность /нецелесообразность, стремление, уверенность, неизбежность, приказ, риторический вопрос 

Способы выражения сказуемого в безличном предложении:

Т.е. глаголы недостаточные, не имеющие форм 1-го и 2-го лица: рассветать, смеркаться, знобить, хотеться, чувствоваться и подобные) Они могут употребляться как с постфиксом -ся, так и без него.

Обычно такие глаголы употребляются в форме 3-его лицо единственного числа настоящего или будущего времени, а также в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени:
Не каждую ночь на глухой улице удаётся повстречать молодого воина и поговорить про литературу (Аст.);
К полудню распогодилось, прохладно (Бун.).

 
Они не могут быть использованы по отношению к существительным и местоимениям в именительном падеже.

 Смысловое значение безличных глаголов — передать состояние природы, живого существа, его ментальную деятельность, физическое состояние, многочисленные модальные значения — долженствования, желательности, необходимости, а также наличие или отсутствие чего-либо.

  • Личный глагол в безличном значении  

Это гораздо более часто встречающаяся реализация главного члена в безличных предложениях. Такие глаголы могут быть использованы и по отношению к предмету речи — субъекту: Серебро темнеет от времени, и в описательном контексте: Осенью темнеет рано.

По смыслу они в целом близки безличным глаголам, передавая состояние окружающей природы, эмоции и ментальные действия лица, наличие или отсутствие чего-либо, но также могут отражать действия косвенного субъекта, не выраженного подлежащим: Времени для тарифных дебатов у правительства почти не осталось (газ.).

  • Возвратный глагол в безличном значении (сниться, мерещится)
  • Отрицательное слово в сочетании с существительным в косвенном падеже или инфинитивом 

Нет друзей.Ничего нового.

Иных уж нет, а те далече (П.)

  • Инфинитив
  • СГС с инфинитивом
  • СИС со связкой наречием, словами категории состояния, кратким страдательным причастием 

Глагол-связка в безличной форме, связки может и не быть в настоящем времени.
Летом 1895 года решено было везти меня не на подмосковную дачу, как всегда, а на Волгу, под Ярославль (Ход.);В именной части – наречие, краткое страдательное причастие и некоторые существительные. (Жаль, охота, стыд, позор, лень)

Примеры безличных предложений

Вечереет.Холодает.Старику не спалось в такие ночи (безличный глагол).Темнеет (личный глагол в безличной форме).Серело, тучи не расходились. (личный глагол в безличной форме).Ему заложило грудь. (личный глагол в безличной форме).Возле вяза пахло потухшим костром. (личный глагол в безличной форме).

Теперь уже ничего не оставалось у Никитки.Тайн никаких тут нет и быть не может. Не было времени. Не было бы времени. Нет времени. Не будет времени.Хочется сока.В такое верится с трудом.Не спится.Мне жаль.Ему не лень.Детям стало страшно (СИС со связкой)На улице холодно (СИС без связки)Ему необходимо разобраться.

(СГС)Ей пора ехать. (СГС)Надо спешить. Запрещено открывать люк. Закрыто. (Причастие)Натоптано. (Причастие)Быть беде. (Инфинитив)Здесь не проехать. (Инфинитив)Поспать бы часок. (Инфинитив)Молчать! (Инфинитив)Быть или не быть. (Инфинитив) Нездоровится.Живется.Продуло.Трясет.Гудело. Сейчас вам достанется.Стало смеркаться.

Н.Новиков «Безличные глаголы»

Загадочны безличные глаголы,Что суток ход, явления погоды И ваше состояние подчас обозначают.Например, светает:Есть действие, а где субъект – не знаетНи молвивший, да и никто из нас.Стемнело – что? Стемнело – все?Дождит, – наверное, небо…Но ветрит – что?Вот рядом просквозит, как электричка.

Оно? Она? А может быть, и он?Он, древле называющийся Стрибогом,Повелевал стихией в рвенье строгом,Был упразднен – с развитием умовИ размышлений: «Что ж есть погода?»Но, как в лесу, в прапамяти народаОстался где-то в сердцевинах слов.Остался – безъязычен и безличен – Таинственен.

При том вполне привычен – И все на свете называть любя,Лишь станет хорошо душе и тему, Мы говорим о мире: «Посвежело»,
И – полегчало – скажем про себя.

Предыдущая публикацияСледующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/russkiy/syntaxis/2306-bezlichnye-predlozhenija-primery.html

Безличные глаголы- примеры. Конспект и презентация по русскому языку

Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Скачать разработку урока русского языка «Безличные глаголы- примеры» в формате docx

Скачать презентацию на тему «Безличные глаголы- примеры» в формате pptx

Представляем вниманию посетителей Школьного портала интересную разработку урока по русскому языку для 6 класса по теме «Безличные глаголы». Данное занятие преследует цель освоения знаний о существующих безличных глаголах, их смысловом значении, а также грамматических категориях употребления безличных глаголов в речи и на письме.

Материал занятия позволяет совершенствовать умения школьников отличать безличные глаголы от глаголов личных, грамотно применять их в собственной речи. Продолжается развитие умений определять грамматические основы в предложениях. Ребята практикуются в составлении примеров с безличными глаголами, конструируя предложения с ними.

Подобраны задания для повышения речевой активности шестиклассников, развития у них логического мышления, умений обобщать ранее изученный материал. О ходе самого занятия подробнее расскажем ниже.

Описание хода занятия о безличных глаголах

Поприветствовав ребят на этапе организации класса, учитель предлагает им заполнить диагностический лист, заготовленный к уроку заранее, который затем откладывается на край парты.

Первые баллы школьники имеют возможность заработать в процессе выполнения словарной работы в форме лексического диктанта. На экране представлены фразы, которые нужно дополнить недостающими по смыслу словами. В предложениях говорится о морфологии, синтаксисе, безличных глаголах и подлежащем. Предложенные ребятами ответы сверяются с приведенными на слайде.

Для выполнения следующего задания классу нужно внимательно слушать учителя, зачитывающего задания, ответы на которые дают четыре буквы. Из угаданных букв ребята составляют слово «ТЕМА».

Изучение новых знаний о безличных глаголах

На данном этапе и происходит знакомство учащихся с темой урока, а также целями, запланированными к реализации. Шестиклассники смогут самостоятельно сформулировать тему урока, исходя из проделанной ими словарной работы. Кроме того, школьникам под силу будет составление и целей занятия, добавляя к началам предложения, изображенным на экране, свои предположения.

Прежде чем приступить к изучению нового материала через выполнение заданий по вариантам, класс отвечает на вопросы:

 Как вы думаете, какие из глаголов принято именовать безличными?
 Что способны обозначать безличные глаголы? (Состояние человека – физическое либо психическое, а также природные явления)
 В каких формах обычно применяются безличные глаголы?
 В каких предложениях принято использовать безличные глаголы?

Далее следуют задания в сопровождении слайдов презентации:

Задание 1. Предложите примеры безличных глаголов, которые будут обозначать какое-нибудь природное явление, физическое, а также психическое состояние людей.

Задание 2. Предложите по два примера, присущих каждой из форм безличных глаголов.

Задание 3. Выберите, какое из слов является «лишним», и объясните, по какой причине?

 думалось, верилось бы, хотелось, надеялось;
 дремлется, взгрустнется, нездоровится, смеркается;
 рассветает, светает, лихорадит, моросит;
 пригревало солнце, летит снег, сеном пахнет, идет дождь.

Задание 4. Укажите, какие из предложений содержат в своем составе безличные глаголы?

а) Никакого шума не было слышно.б) Дышится в зале очень легко.

в) Подморозило, и стал свежее воздух.

г) Очень сильно хотелось поесть мороженого.д) В трубе слишком громко воет ветер.

е) Скошенное сено пахнет свежестью.

Задания на закрепления про безличные глаголы

Задание 5. Используйте безличный глагол для изменения приведенных на слайде предложений.

 Вечер наступает.
 Каждый работал плодотворно в этот солнечный и ясный день.
 Вечер наступает.
 Они не уснули из-за сильной грозы.
 Из зимнего леса мы долгое время не желали уходить.
 По вечерам моя подруга дома не сидит.

Здание 6. Составьте предложения в соответствии со схемами на слайде:

а) [=];    б) [– =], и [=];    в) [=], (когда …).

В завершение занятия ученики высказывают свое мнение на вопросы рефлексии. Подробный конспект урока, образец диагностической карты, а также презентацию к уроку русского языка в 6 классе на тему «Безличные глаголы» можно скачать в начале этой публикации.

Скачать презентацию по русскому языку «Безличные глаголы- примеры»

Источник: http://nashashcola.ru/bezlichnye-glagoly-primery.html

Безличные глаголы

Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.) С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.) Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

II. Исследование языкового материала

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)1. В зимнюю пору смеркается рано. 2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.) Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.) Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.) Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.) Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе. Что это за глаголы?

III. Определение темы урока

Прочитаем текст учебника на с. 149.§ 52. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВI. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.) А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается! И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой. В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.

Запишем тему: «Безличные глаголы».

Почему высказывание Пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?

IV. Закрепление

Выпишите из текстов задания 213 глаголы в 3-м лице единственного числа и найдите среди них безличные глаголы.

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте безличные глаголы, которые вы выписали в тетрадь.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)

V. Самостоятельная работа (или запись на доске)

Задание 1 (или запись на доске).Замените двусоставные предложения безличными.

  • Приближался рассвет. – ?
  • Наступает вечер. – ?
  • В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ?
  • Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?
  • Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?
  • От волнения мы долго не спали. – ?

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)

Задание 214

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.

VII. Итог

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)

Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Задание 215

Придумайте рассказ, где бы было побольше безличных глаголов.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200300504

Безличные глаголы, что это такое? Изучаем без зубрежки

Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Часто нам приходится описывать различные явления природы, физическое или психическое состояние окружающих нас живых существ, давать советы. В таких случаях на помощь приходят безличные формы глаголов.

Если в предложении действие происходит без действующего лица или предмета, то в нем употребляются глаголы, которые называются безличными. Процесс совершается сам по себе без субъектов. В таких предложениях нет места подлежащему, а глагол является сказуемым. Для чего же нам так нужны безличные глаголы?

Безличные глаголы – эмоциональность и образность речи

Как мы уже выяснили, в предложениях отсутствует подлежащее. Его в данном случае быть не может ни при каких условиях. Следовательно, безличные глаголы приобретают основное смысловое значение.

Они выполняют роль главного члена (сказуемого) в предложении. Безличные глаголы характеризуют различные неконтролируемые состояния природы, человека, живых существ и самопроизвольные действия.

Они придают речи эмоциональную окраску, образность и обогащают русский язык.

Рассмотрим на примерах несколько групп таких глаголов.

Первая группа – это безличные глаголы, описывающие природные явления

  • За окном смеркается и вьюжит. И повеяло зимой, холодает.
  • Как же сильно подмораживает. И меня это совсем не завораживает.
  • Потеплело бы поскорей и запахло бы весной побыстрей.
  • Будет раньше светлеть и позже темнеть.

Обратите внимание, что безличные глаголы стоят в предложениях  только в определенных формах. В изъявительном наклонении они употребляются в настоящем и будущем времени, в третьем лице единственном числе.

Например, смеркается, вьюжит, холодает, подмораживает, не завораживает, будет светлеть.

В прошедшем времени безличные глаголы употребляются в форме среднего рода. Например, повеяло зимой.

В среднем роде безличные глаголы употребляются и в условном (сослагательном) наклонении. Например, потеплело бы, запахло бы.

В форме инфинитива безличные глаголы тоже встречаются не редко. Например, темнеть.

Вторая группа – безличные глаголы, помогающие передать физическое или психологическое состояние, ощущение человека или любого другого живого существа

  • Мне сегодня не думается, не читается, не играется.
  • Дома тоже мне не сидится.
  • Ведь в такой хороший денек,
  • Дышится  на улице легко и хочется веселиться.
  • Кошке сегодня нездоровится.
  • Ее лихорадит и знобит.
  • И потому ей взгрустнулось.
  • Где же доктор Айболит, сразу мне подумалось?

Из этих примеров можно заметить, что многие безличные глаголы образованы от личных  форм в третьем лице, единственном числе с помощью постфикса -ся-. Это следующие слова: читается, играется, сидится, дышится, веселиться, нездоровится.

В примере употреблены и другие безличные глаголы: взгрустнулось, подумалось, лихорадит, знобит. Их легко найти в предложениях по отсутствию подлежащего.

Третья группа безличных глаголов применяется при необходимости выразить желание, возможность действий, отсутствие или наличие чего-либо

  • По утрам всем следует делать зарядку.
  • Надлежит пораньше встать.
  • Рекомендуется потянуться сначала для порядку.
  • Хочется здоровым быть?
  • Главное — не лениться.
  • Человеку подобает каждый день трудиться.
  • Сил вам вдруг не достает, времени не хватает.
  • Хватит лень вам поощрять.
  • Режим дня соблюдать человеку подобает.

Легко заметить, что в рифмованных строчках использованы безличные глаголы третьей группы: следует, надлежит, рекомендуется, хочется, подобает, не достает, не хватает, хватит.

Для закрепления материала хочется еще добавить несколько примеров предложений с личными и безличными глаголами. Надеюсь, это поможет лучше разобраться в теме. В русском языке существует большое количество личных глаголов, которые способны выступить в безличной форме.

Примеры предложений.

С личными глаголами.С безличными глаголами
  • Деревья скинули листву.
  • Наступил рассвет.
  • Пожилой человек дышит легко, не смотря на подъем по лестнице.
  • Люди всегда стремятся быть счастливы и любимыми.
  • С севера подул прохладный ветер.
  • Духи пахнут жасмином.
  • Мальчику кинули палку.
  • Рассвело.
  • После дождя дышится легко.
  • Следует стремиться быть счастливыми.
  • На улице похолодало.
  • В воздухе пахнет цветущим садом.

На примере данных предложений видна взаимосвязь личных и безличных глаголов в русском языке. Трудностей с их различием обычно не возникает.

Отсутствие подлежащего и невозможность его вставить — основная особенность, которая помогает сразу определить безличные глаголы в предложении.  В данном случае действие происходит само собой, независимо от конкретного лица (предмета).

Советую запомнить, что безличные глаголы употребляются в определенной форме и не меняются по числам, лицам и родам и не образуют причастий, деепричастий.

В заключение хочется пожелать обучения без зубрежки. Занимайтесь с  удовольствием. Русский язык богатый, красивый и могучий. Употребление безличных глаголов разнообразит вашу речь, придаст ей эмоциональности, образности, художественности.

Источник: https://nach-shkola.ru/bezlichny-e-glagoly-chto-e-to-takoe.html

Что такое безличные предложения. Односоставное безличное предложение – примеры

Безличные глаголы примеры. Безличные глаголы

Безличное предложение – это простое односоставное предложение, в котором нет действующего лица. В таком предложении нет подлежащего, есть только сказуемое – поэтому предложение относится к односоставным. Действующее лицо обычно даже не предполагается, действие совершается помимо чьей-то воли.

Примеры односоставных безличных предложений:

Вечереет.

Стало холодать.

Мне не спится.

На улце распогодилось.

В комнате шумно.

Пора идти.

Подать его сюда!

По газонам не ходить.

В безличных предложениях описывается, что происходит с лицом, предметом, миром вокруг. Безличные предложения выражают процесс или состояние, независимые от чьей-то активности.

Два основных вида безличных предложений предложений – глагольные и наречные, но иногда сказуемое может выражаться и другими частями речи.

Почему безличное односоставное? Что такое односоставное предложение

Подлежащее – это главный член предложения, оно указывает на основной предмет, о котором идет речь. Отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, описывающий действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Если в предложении есть лишь один главный член (подлежащее или сказуемое), оно называется односоставным. Если есть два главных члена (и подлежащее, и сказуемое) – двусоставным.

В безличном предложении есть лишь состав сказуемого. Это сказуемое могут пояснять второстепенные члены – дополнение и обстоятельство. Слово с предметным значением также может присутствовать, но это не субъект действия, а тот, на кого действие направлено. Поэтому слово будет стоять не в форме именительного падежа.

Тебе (кому?) не спится.

Автомобиль (что?) развернуло на льду.

Безличное предложение может выражать:

  • Процесс или состояние, независимые воли и активности:Мне не терпится узнать. Тебя знобит.
  • Состояние природы:На улице ветрено.С утра было пасмурно.
  • Действие косвенного субъекта:Палатку залило водой.Меня обожгло жаром.
  • Отсутствие чего-либо: Нет сил.Не хватает молока.
  • Модальные значения необходимости, возможности, невозможности, долженствования:Нужно обсудить. Невозможно отрицать.Следует подумать.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

В безличных предложениях сказуемое выражается словами различных частей речи и их сочетаниями. Чаще всего – глаголом или наречием.

  • Безличный глаголБыстро светало. Смеркалось.Ему нездоровится.
  • Личный глагол в безличном употребленииОткуда-то несет сыростью. Пахнет смолистой сосной.
  • Инфинитив – неопределенная форма глаголаБежать отсюда поскорее.Вам не видать таких сражений! (М.Ю. Лермонтов)
  • Наречие,слово категории состояния:Мне грустно. Пусто в доме.Вам не стыдно?
  • Краткое страдательное причастие:В бане натоплено. У нас совсем еще не прибрано к празднику.
  • Слова нет, не было, не будет:Людей неинтересных в мире нет (Е. Евтушенко).У нас иного выхода не было.
  • Безличный глагол + инфинитив:Нам пришлось потесниться.Слушателям захотелось передохнуть.
  • Слово категории состояния + инфинитив:Мне трудно дышать.Вам тяжело вспоминать об этом.

Примеры безличных предложений из русской литературы

Ну как не порадеть родному человечку!.. (А.С. Грибоедов)

Но в них не видно перемены… (А.С. Пушкин)

Пора вставать: седьмой уж час. (А.С. Пушкин)

И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды… (М.Ю. Лермонтов)

Чудно устроено на нашем свете! (Н.В. Гоголь)

Не хватило хлеба даже до святок. (А.П. Чехов)

У меня не прибрано!.. (А.П. Чехов)

Долго петь и звенеть пурге. (С.А. Есенин)

Источник: https://www.anews.com/p/112329488-chto-takoe-bezlichnye-predlozheniya-odnosostavnoe-bezlichnoe-predlozhenie-primery/

Что такое безличное предложение?

Безличное пред­ло­же­ние явля­ет­ся одним из видов про­стых одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Безличное пред­ло­же­ние — это про­стое одно­со­став­ное пред­ло­же­ние, в кото­ром глав­ный член обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, совер­ша­ю­ще­е­ся без дей­ству­ю­ще­го лица.

Главным чле­ном без­лич­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся ска­зу­е­мое, кото­рое не пред­по­ла­га­ет даже опо­сред­ство­ван­но­го ука­за­ния на субъ­ект дей­ствия.

Грамматическая фор­ма ска­зу­е­мо­го не под­ска­зы­ва­ет пред­по­ла­га­е­мое дей­ству­ю­щее лицо, как напри­мер в определенно-личных пред­ло­же­ни­ях.

Сказуемое высту­па­ет в абсо­лют­но неза­ви­си­мой пози­ции и явля­ет­ся пре­ди­ка­тив­ным цен­тром без­лич­но­го пред­ло­же­ния.

Ночью дедуш­ке не спит­ся.

В без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях сооб­ща­ет­ся, что про­ис­хо­дит с лицом, пред­ме­том, окру­жа­ю­щей сре­дой. Они выра­жа­ют:

  1. про­цесс или состо­я­ние, неза­ви­си­мые от актив­но­сти дея­те­ля, от его воли: Мне не тер­пит­ся;
  2. состо­я­ние при­ро­ды: На ули­це вет­ре­но;
  3. дей­ствие кос­вен­но­го субъ­ек­та: Ветром сорва­ло кры­шу;
  4. отсут­ствие чего-либо: Нет вре­ме­ни. Ни огонь­ка, ни про­блес­ка све­та;
  5. модаль­ные зна­че­ния (дол­жен­ство­ва­ния, необ­хо­ди­мо­сти, воз­мож­но­сти, невоз­мож­но­сти): Нужно обсу­дить. Следует выспать­ся.

В без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях име­ет­ся толь­ко один состав — состав ска­зу­е­мо­го. Главный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет дей­ствие, а его пояс­ня­ют вто­ро­сте­пен­ные чле­ны — допол­не­ние и обсто­я­тель­ство.  В пред­ло­же­нии может быть сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, но не в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа.

Мне (кому?) не спит­ся.

Машину (что?) занес­ло на кру­том пово­ро­те.

Чтобы опре­де­лить без­лич­ное пред­ло­же­ние, обра­ща­ем вни­ма­ние на спо­со­бы выра­же­ния ска­зу­е­мо­го.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

В без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­лич­ных частей речи и их соче­та­ни­я­ми.

Безличный гла­гол

Быстро рас­све­ло.

Уже смер­ка­ет­ся.

Стемнело бы ско­рее!

Бабушке  сего­дня нездо­ро­вит­ся.

Личный гла­гол в без­лич­ном упо­треб­ле­нии

Сравните:

Поздняя осень несёт намсерые дни, тума­ны и непо­го­ду.

Откуда-то несётзапа­хом сыро­сти.

Слова «нет», «не было», «не будет»

Людей неин­те­рес­ных в мире нет (Е. Евтушенко).

У нас ино­го выхо­да не было.

Слово кате­го­рии состо­я­ния

Пусто и неуют­но в осен­нем поле.

Кажется, ему здесь тоск­ли­во одно­му.

Глагол в неопре­де­лён­ной фор­ме (инфи­ни­тив)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Краткое стра­да­тель­ное при­ча­стие в фор­ме сред­не­го рода един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни

В доме жар­ко натоп­ле­но.

У нас совсем еще не при­бра­но к празд­ни­ку.

Безличный гла­гол и инфи­ни­тив

Нам при­шлось потес­нить­ся на сиде­нье авто­мо­би­ля.

Слово кате­го­рии состо­я­ния и инфи­ни­тив

Что-то мне труд­но дышать в этой ком­на­те.

Чтобы усво­ить этот мате­ри­ал, поупраж­ня­ем­ся и опре­де­лим, сло­вом какой части речи выра­же­но ска­зу­е­мое в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях.

Примеры

Дедушку зно­бит с само­го утра.

Зимой быст­ро смер­ка­ет­ся.

Неужели уже све­та­ет?

Что-то мате­ри неду­жит­ся.

С вече­ра сне­жит из низ­ких серых обла­ков.

После отте­пе­ли так под­мо­ро­зи­ло, что все доро­ги пре­вра­ти­лись в сплош­ной каток.

Видно, не будет у нас с тобой согла­сия.

Нет про­шед­шим годам воз­вра­та.

Туманно и дожд­ли­во за запла­кан­ным окном.

Несло запа­хом све­же­ско­шен­ной тра­вы.

В вис­ках засту­ча­ло от напря­же­ния.

Над лесом заси­не­ло. Видно, соби­ра­ет­ся гро­за.

Было сроч­но посла­но за док­то­ром.

У нас дав­но все при­бра­но.

Нам не забыть это­го сине­го моря!

Им не хоте­лось это обсуж­дать.

Наконец-то рас­по­го­ди­лось.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-bezlichnyih-predlozheniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.